Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Лучшие авторы Огней Сибаки
Всего ответов: 65

Статистика





Четверг, 25.04.2024, 09:39
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
История Сибаки в лицах: Публикация



 Е. Бедненко

 
Народный театр ОмСХИ


В 1954 году, когда я ещё был «зелёным» первокурсником, мне повезло стать членом театрального коллектива, которым руководил Юрий Семёнович Шушковский. Ученик Таирова (воспитанника и соратника Мейерхольда), Юрий Семёнович был театральным режиссёром, как говорится, «милостью божьей». Обладая высоким чутьём на драматический материал, несмотря на существовавший драматургический голод, умел находить хороших авторов и брал к постановке современные, высокохудожественные пьесы со злободневным и острым сюжетом. Иногда это были такие пьесы, которые не отваживались ставить профессиональные театры, тогда, при сдаче спектаклей институтской комиссии, разгорались жаркие споры: допускать или не допускать.
 
Наш режиссёр бережно относился к авторской мысли, не ставил идею и сюжет пьесы «с ног на голову» в угоду модным течениям или желанию во что бы то ни стало заявить о себе; старался глубже проникать в авторский замысел, сделать его интересным и понятным зрителю.
 
За десять лет руководства театральным коллективом им было поставлено около 20 спектаклей, которые с неизменным успехом шли на крохотной сцене институтского клуба. Среди авторов – В. Розов и А. Арбузов, В. Коростылёв и Е. Евтушенко. По пьесам А. Володина было поставлено два спектакля – «Назначение» и «Старшая сестра»; фамилия Е. Шварца значилась на афишах трёх спектаклей: «Обыкновенное чудо», «Голый король» и «Божественная комедия». Особой любовью пользовался турецкий поэт и драматург Назым Хикмет. По его пьесам были выпущены четыре спектакля: «Чудак», «Дамоклов меч», «Всеми забытый» и «А был ли Иван Иванович?». Между театральным коллективом и Хикметом завязалась дружеская переписка, и на приглашение коллектива театра и института он дал согласие приехать в наш город.

Назым Хикмет с женой в парке ОмСХИ, июль 1958 г.
В аэропорту Назыма встречали не только представители института, но и городские чиновники. С трапа самолёта сошёл высокий, крепкого телосложения, улыбающийся человек с голубыми глазами (что несколько необычно для турка). С ним хрупкая женщина – жена Вера Тулякова, ревностно оберегающая его больное сердце, подорванное многими годами заключения в турецких тюрьмах. После обязательных официальных речей – тёплая непринуждённая беседа с коллективом за круглым столом, а затем всю летнюю ночь бродили по институтскому парку, шутили, смеялись, пели песни, сочинённые нашим театральным композитором Вячеславом Косачём на стихи Хикмета.
 
Был опыт общения и с другим зарубежным драматургом: коллектив поставил спектакль «Такая любовь» по пьесе чеха Павла Когоута. Установилась переписка с автором, он прислал нам памятные нагрудные значки, о нашем спектакле писал чешский журнал «Свет в образах».
 
Постепенно приходило призвание и известность. Постоянный участник студенческих фестивалей «Театральная весна» наш театр, как правило, завоёвывал первые места. Первому в городе и области ему было присвоено звание «Народные театр». О нас писали областная пресса и солидный столичный журнал «Культура и жизнь».

Читка пьесы, 1956 г.
Сидят: В. Ермакова, Н. Румянцева, Ю. Шушковский, Л. Вдовина, Е. Бедненко.
Стоят: В. Бутьков, В. Напастюк, В. Косач

В театре ставились пьесы не только известных авторов, но и так называемые эстрадные обозрения на местную и студенческую тему. С одним из таких обозрений «Полторы улыбки» коллектив выезжал на гастроли к студентам Новосибирска. Гастроли прошли успешно. Обратно возвращались, имея на всех одну буханку хлеба и две бутылки газировки. Тогда в качестве поощрения руководство института организовало для членов театрального коллектива своеобразную творческую командировку в Москву – посмотреть маститых мастеров сцены, поучиться у них. Мы побывали в передовых тогда театрах: «Современник», им. Ленинского комсомола», на Таганке. «Живьём» увидели Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Хмельницкого, Славину, Ширвинда, Державина, Дурова, Караченцова и других.
 
Нельзя не рассказать о «творческой кухне» Шушковского. Это был талантливый постановщик и универсальный театральный человек, «прислуга за всё». Он сам глубоко вникал в суть пьесы, определял художественный образ спектакля, придумывал декорации, костюмы, свет, звук и музыку. В условиях крошечной сценической площадки, имеющей захудалую рампу, два-три прожектора, без настоящих кулис и прожектора-пистолета, он находил такие сценические приёмы, которые удивляли известных опытных постановщиков – это была игра «живьём» то тени на марлевом экране, то голос «за кадром».
 
Юрий Семёнович сам писал великолепные стихи к спектаклям, песни. Их нужно было «положить на музыку». Это делал Слава Косач (написавший музыку к известной песне Сильвановича «Омские улицы», которую впервые исполнила Любовь Ермолаева). Шушковский же был и художником-гримёром.     Реквизиты и костюмы приносили сами актёры. И когда впервые удалось в ТЮЗе временно арендовать костюм американского лётчика, все страшно завидовали Ю. Окшину, исполнителю этой роли.
 
Интересным был ритуал приёма в члены коллектива: претендент в обязательном порядке читал басню, затем, как правило, независимо от качества исполнения, принимался с испытательным сроком, в течение которого он должен был либо «стоять на свете», либо «сидеть на магнитофоне», либо закрывать-открывать занавес. Это называлось «стоять на гирьках». В этот период испытуемый должен был в установленное время приходить на все репетиции, смотреть и слушать. Дисциплина была жёсткой: за малейшее нарушение претендент исключался.
 
На первых порах в коллективе участвовали и преподаватели института – Елена Дмитриевна Ольховская, Вера Андреевна Николаева и другие. Но, примерно с 1955 года театр стал чисто студенческим (если не считать немногих недавних выпускников, работавших в Омске).

Юрий Шушковский с актёрами театра у входа в главный корпус ОмСХИ
Разные люди приходили в театр. Одни – чувствуя свою тягу к искусству, другие – потому что институтский театр действительно был коллективом единомышленников, товарищей и друзей. Хорошими актёрами могли бы стать Эрих Бишоф, Владимир Воропаев, Владимир Бутьков. Однако они остались верны профессиям, полученным в институте. Для других же народный театр ОмСХИ стал трамплином для прыжка в театральную профессию. Это известная артистка театра и кино Валентина Талызина, заслуженный работник культуры, художественный руководитель городского театра-студии Любовь Ермолаева, Валентин Тимофеев, Георгий Утков, не прерывает связь с театром и Почётный геодезист Евгений Бедненко.
 
Но и тем, кто стал работать по специальности, Юрий Семёнович Шушковский и театральный коллектив дали многое – научили правильно говорить, нормально двигаться, не бояться публичных выступлений, дружить. Многие выпускники, придя на производство, организовали свои театральные коллективы; некоторые стали крупными ответственными работниками (В. Шевалье) или пошли по научной стезе (доктор наук, директор крупнейшего НИИ птицеводства В. Фисинин). Все они до сих пор верны своему театру и при малейшей возможности встречаются как близкие друзья.
 
Газета «Кировец», 26 окт. 2001 г.


Об авторе: Евгений Александрович Бедненко окончил землеустроительный факультет ОмСХИ по специальности «геодезия» в 1959 г. Во время учёбы активно участвовал в работе институтского театрального коллектива. Сотрудничал с газетой «Кировец». По окончании заочной профсоюзной школы по театральному искусству в Ленинграде стал руководителем театральных студий в ДК «Нефтяник», потом в ДК «Строитель». Играет в театре Л. Ермолаевой. Пишет стихи.



ОООО "Гражданский клуб" © 2024