Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
История Сибаки в лицах: Публикация
| Е. Бедненко
|
| Народный
театр ОмСХИ
|
| В 1954 году, когда я ещё был «зелёным»
первокурсником, мне повезло стать членом театрального коллектива, которым
руководил Юрий Семёнович Шушковский. Ученик Таирова (воспитанника и соратника
Мейерхольда), Юрий Семёнович был театральным режиссёром, как говорится,
«милостью божьей». Обладая высоким чутьём на драматический материал, несмотря
на существовавший драматургический голод, умел находить хороших авторов и брал
к постановке современные, высокохудожественные пьесы со злободневным и острым
сюжетом. Иногда это были такие пьесы, которые не отваживались ставить
профессиональные театры, тогда, при сдаче спектаклей институтской комиссии,
разгорались жаркие споры: допускать или не допускать. | Наш режиссёр бережно относился к авторской мысли,
не ставил идею и сюжет пьесы «с ног на голову» в угоду модным течениям или
желанию во что бы то ни стало заявить о себе; старался глубже проникать в
авторский замысел, сделать его интересным и понятным зрителю. | За десять лет руководства театральным коллективом
им было поставлено около 20 спектаклей, которые с неизменным успехом шли на
крохотной сцене институтского клуба. Среди авторов – В. Розов и А. Арбузов, В.
Коростылёв и Е. Евтушенко. По пьесам А. Володина было поставлено два спектакля
– «Назначение» и «Старшая сестра»; фамилия Е. Шварца значилась на афишах трёх
спектаклей: «Обыкновенное чудо», «Голый король» и «Божественная комедия».
Особой любовью пользовался турецкий поэт и драматург Назым Хикмет. По его
пьесам были выпущены четыре спектакля: «Чудак», «Дамоклов меч», «Всеми забытый»
и «А был ли Иван Иванович?». Между театральным коллективом и Хикметом
завязалась дружеская переписка, и на приглашение коллектива театра и института
он дал согласие приехать в наш город. | Назым Хикмет с женой в парке ОмСХИ, июль 1958 г.
| В аэропорту Назыма встречали не только
представители института, но и городские чиновники. С трапа самолёта сошёл
высокий, крепкого телосложения, улыбающийся человек с голубыми глазами (что
несколько необычно для турка). С ним хрупкая женщина – жена Вера Тулякова, ревностно
оберегающая его больное сердце, подорванное многими годами заключения в
турецких тюрьмах. После обязательных официальных речей – тёплая непринуждённая
беседа с коллективом за круглым столом, а затем всю летнюю ночь бродили по
институтскому парку, шутили, смеялись, пели песни, сочинённые нашим театральным
композитором Вячеславом Косачём на стихи Хикмета. | Был опыт общения и с другим зарубежным драматургом:
коллектив поставил спектакль «Такая любовь» по пьесе чеха Павла Когоута.
Установилась переписка с автором, он прислал нам памятные нагрудные значки, о
нашем спектакле писал чешский журнал «Свет в образах». | Постепенно приходило призвание и известность.
Постоянный участник студенческих фестивалей «Театральная весна» наш театр, как
правило, завоёвывал первые места. Первому в городе и области ему было присвоено
звание «Народные театр». О нас писали областная пресса и солидный столичный
журнал «Культура и жизнь». | Читка пьесы, 1956 г. Сидят: В. Ермакова, Н. Румянцева, Ю. Шушковский, Л. Вдовина, Е. Бедненко. Стоят: В. Бутьков, В. Напастюк, В. Косач
| В театре ставились пьесы не только известных
авторов, но и так называемые эстрадные обозрения на местную и студенческую
тему. С одним из таких обозрений «Полторы улыбки» коллектив выезжал на гастроли
к студентам Новосибирска. Гастроли прошли успешно. Обратно возвращались, имея
на всех одну буханку хлеба и две бутылки газировки. Тогда в качестве поощрения
руководство института организовало для членов театрального коллектива
своеобразную творческую командировку в Москву – посмотреть маститых мастеров
сцены, поучиться у них. Мы побывали в передовых тогда театрах: «Современник»,
им. Ленинского комсомола», на Таганке. «Живьём» увидели Владимира Высоцкого,
Валерия Золотухина, Хмельницкого, Славину, Ширвинда, Державина, Дурова,
Караченцова и других. | Нельзя не рассказать о «творческой кухне»
Шушковского. Это был талантливый постановщик и универсальный театральный
человек, «прислуга за всё». Он сам глубоко вникал в суть пьесы, определял
художественный образ спектакля, придумывал декорации, костюмы, свет, звук и
музыку. В условиях крошечной сценической площадки, имеющей захудалую рампу,
два-три прожектора, без настоящих кулис и прожектора-пистолета, он находил
такие сценические приёмы, которые удивляли известных опытных постановщиков –
это была игра «живьём» то тени на марлевом экране, то голос «за кадром». | Юрий Семёнович сам писал великолепные стихи к
спектаклям, песни. Их нужно было «положить на музыку». Это делал Слава Косач
(написавший музыку к известной песне Сильвановича «Омские улицы», которую
впервые исполнила Любовь Ермолаева). Шушковский же был и
художником-гримёром. Реквизиты и
костюмы приносили сами актёры. И когда впервые удалось в ТЮЗе временно
арендовать костюм американского лётчика, все страшно завидовали Ю. Окшину,
исполнителю этой роли. | Интересным был ритуал приёма в члены коллектива:
претендент в обязательном порядке читал басню, затем, как правило, независимо
от качества исполнения, принимался с испытательным сроком, в течение которого
он должен был либо «стоять на свете», либо «сидеть на магнитофоне», либо
закрывать-открывать занавес. Это называлось «стоять на гирьках». В этот период
испытуемый должен был в установленное время приходить на все репетиции,
смотреть и слушать. Дисциплина была жёсткой: за малейшее нарушение претендент
исключался. | На первых порах в коллективе участвовали и
преподаватели института – Елена Дмитриевна Ольховская, Вера Андреевна Николаева
и другие. Но, примерно с 1955 года театр стал чисто студенческим (если не
считать немногих недавних выпускников, работавших в Омске). | Юрий Шушковский с актёрами театра у входа в главный корпус ОмСХИ
| Разные люди приходили в театр. Одни – чувствуя свою
тягу к искусству, другие – потому что институтский театр действительно был
коллективом единомышленников, товарищей и друзей. Хорошими актёрами могли бы
стать Эрих Бишоф, Владимир Воропаев, Владимир Бутьков. Однако они остались
верны профессиям, полученным в институте. Для других же народный театр ОмСХИ
стал трамплином для прыжка в театральную профессию. Это известная артистка
театра и кино Валентина Талызина, заслуженный работник культуры, художественный
руководитель городского театра-студии Любовь Ермолаева, Валентин Тимофеев,
Георгий Утков, не прерывает связь с театром и Почётный геодезист Евгений
Бедненко. | Но и тем, кто стал работать по специальности, Юрий
Семёнович Шушковский и театральный коллектив дали многое – научили правильно
говорить, нормально двигаться, не бояться публичных выступлений, дружить.
Многие выпускники, придя на производство, организовали свои театральные
коллективы; некоторые стали крупными ответственными работниками (В. Шевалье)
или пошли по научной стезе (доктор наук, директор крупнейшего НИИ птицеводства
В. Фисинин). Все они до сих пор верны своему театру и при малейшей возможности
встречаются как близкие друзья. | Газета «Кировец», 26 окт. 2001 г. |
|
| Об авторе: Евгений Александрович Бедненко окончил землеустроительный факультет
ОмСХИ по специальности «геодезия» в 1959 г. Во время учёбы активно участвовал в
работе институтского театрального коллектива. Сотрудничал с газетой «Кировец».
По окончании заочной профсоюзной школы по театральному искусству в Ленинграде
стал руководителем театральных студий в ДК «Нефтяник», потом в ДК «Строитель».
Играет в театре Л. Ермолаевой. Пишет стихи. |
|
|
|
|