Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика





Пятница, 19.04.2024, 04:15
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
Огни Сибаки № 12: Миссия ОмСХИ


И.И. Осипов

Из книги:

Каких специалистов должна готовить Сибирская высшая сельскохозяйственная школа? // Научный сборник: К десятилетию высшей сельскохозяйственной школы в Сибири. 1918-1928. – Омск: Издание Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства, 1928. – С. 191-198.
 
 
Десятилетие деятельности единственной в Сибири сельскохозяйственной высшей школы является не только крупным общественным событием, но и, безусловно, имеет огромную значимость в хозяйственной жизни края, так как вся научная и учебная деятельность сибирской сельскохозяйственной академии, ныне Сибирского Института сельского хозяйства и лесоводства, тесно связана с краевым хозяйством. Поэтому окунуться назад, оценить достижения, учесть недочеты в работе и на основе их наметить ближайшие пути строительства школы в наступающем десятилетии, задача не только очередная, но весьма важная и чрезвычайно ответственная.
 
Если нет разногласии в том, что высшая сельскохозяйственная школа должна быть школой научной, или, как определил Всероссийский съезд в Киеве (1913 года) «наиболее желательным типом высшей сельскохозяйственной школы, является школа университетская по духу», и если нет двух мнений о том, что высшая сельскохозяйственная школа должна давать научное образование своим слушателям, что она должна готовить научно-образованных деятелей по сельскому хозяйству, то при подходе к практическому разрешению этих обеих формул, мы встречаем настолько большое разнообразие мнений и взглядов, что даже классифицировать их по определенным группам не представляется возможным.
 
Подобное положение, конечно, не случайно и находит свое объяснение в самом характере сельского хозяйства, чрезвычайная сложность которого, в силу наличия в нем отдельных отраслей и большого разнообразия объектов, - требует различных приемов научного исследования, а в практической работе и разнообразных приемов воздействия. Поэтому ответ на поставленный вопрос представляет весьма сложную проблему о подготовке таких специалистов, которые могли бы удовлетворять всем разветвлениям и запросам с.-х. жизни.
 
Учитывая всю сложность поставленной задачи, к разрешению которой можно подойти различными путями, сделаем попытку ответить на этот вопрос с точки зрения учета требований, проявляемых самой жизнью, путем учета спроса на те категории специалистов по сельскому хозяйству, которые наиболее полно могли бы обслужить очередные запросы и нужды краевого сельского хозяйства.
 
Поставив в задачу высшей школы, при подготовке своих слушателей, учитывать  запросы и нужды практической жизни, мы, тем не менее, всецело разделяем слова И.А. Стебута: «В школе научиться нельзя, в школе можно только подготовиться к тому, чтобы в жизни научиться». Но мы считаем так поставить подготовку, чтобы в жизни было легче научиться, а не пришлось, бы переучиваться или начинать учебу сначала. Школа должна знать, что придется делать студенту в жизни и должна его готовить так, чтобы, вступив в практическую жизнь, в работу, он действительно мог научиться в кратчайший срок. Уметь подготовить таких работников, которые смогли бы быстро научиться, особенно неотложная и важная задача в настоящий момент, когда вопросы реконструкции сельского хозяйства поставлены во всю широту и требуют немедленного своего разрешения. Недостаток же подготовленных специалистов сельского хозяйства выдвигает перед высшей сельскохозяйственной школой очередную задачу – дать, возможно, быстрее, и к тому же наиболее подготовленных работников.
 
Поставив вопрос так, что с.-х. школа должна учитывать те запросы, которые предъявляет жизнь, мы должны в то же время твердо установить, что высшая сельскохозяйственная школа не может и не должна ставить своей задачей удовлетворение запросов на специалистов по всем разветвлениям с. – х. науки и практики.
 
Такая задача не только непосильна для школы, но более того, она вредна, ибо ведет к распылению научной работы, к замене научного образования узкопрофессиональным, к уклону в сторону технических навыков, понижению научно-исследовательских элементов школы, что в условиях с. – х. промысла, при его сложности и близкой взаимозависимости составных его частей его сложности и близкой взаимозависимости составных его частей, и тесной связи сельского хозяйства с природой и экономической обстановкой, будет гибелью для самой школы, каковая при таком положении не может дать научно-подготовленных специалистов, способных ориентироваться в сложной обстановке до сих пор еще распыленного крестьянского хозяйства.
 
Прежде всего школьное [высшее] образование должно быть построено так, чтобы объектами научного исследования в школе были сама с.-х. жизнь, хозяйство того края, который школа обслуживает, чтобы запросы и нужды этого хозяйства были основными проблемами для научного исследования.
 
С другой стороны, с. - х. школа должна в своих стенах так построить систему преподавания, чтобы по возможности удовлетворить запросы на массового агрономического работника, т.е. дать только специалиста, на которого существующей системой обслуживания нужд сельского хозяйства, предъявляется наибольший спрос.
 
Если раньше считалось необходимым, чтобы с. – х. школа была тесно связана с районным хозяйством, если запросы и нужды этого хозяйства выдвигались на первое место, то в настоящее время, когда сельское хозяйство реконструируется на новых социальных основах, когда реорганизуются самые формы сельского хозяйства, особенно необходимо всё преподавание построить на учете запросов местного хозяйства, на изучение новых его форм и искании новых организационных путей.
 
[…]Точно такие в данное время каждый специалист, работающий в деревне, является не просто наблюдателем, не только советником отдельного крестьянского хозяйства, но и конструктором новых хозяйственных форм, реорганизатором старого отжившего хозяйства, является сельскохозяйственным политиком, осуществляющим в деревне систему мероприятий, проводимых советской властью в сельском хозяйстве».
 
«Таким образом, массовым агрономом, которого должна готовить высшая с. - х школа, должен быть агроном-организатор. Что это положение имеет самое широкое признание со стороны земельных работников, видно из следующих слов постановления всероссийского зеленого совещания в 1924 году: «Высшая агрономическая школа должна дать специалиста высокой квалификации. Агроном  организатор, экономист и кооператор должны стать основным кадром выпуска этой школы».

ОООО "Гражданский клуб" © 2024