Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Огни Сибаки № 12: Миссия ОмСХИ
|
О.А. Милищенко |
|
|
МИССИЯ ОМСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА
|
|
|
В период 20-30-х гг. имели место быть следующие обстоятельства: 1) Революция (переворот) 2 февраля 25-26 октября 1917 г. привнесла не только обновление, но и полный хаос в «народном хозяйстве». Многое начатое еще в период 1868-1916 гг. было напрочь забыто. ВЧК (ОГПУ) уничтожила большинство свидетелей и участников «аграрной революции»: казаков, чиновников, партийных активистов, служащих и учителей. Приходилось все начинать с нуля. |
|
|
2) «В необыкновенно тяжелых условиях возникла первая высшая агрономическая школа Сибири. Апогей в развитии центробежных сил перестраивающегося заново государства, небывалая по своим размерам хозяйственная разруха, ожесточенная гражданская война, интервенция в стране чужеземных войск, катастрофическая смена различных правительств – все это, казалось, менее всего должно было бы способствовать росту молодого учреждения. Однако неслучайно именно город Омск стал базой для сельскохозяйственного института. Физико-географические, культурно-исторические, и политико-экономические условия предопределили место тенденцией С. – Х. Академии. Этими же условиями объясняется и то обстоятельство, что каждое из правительств, нарождавшихся в Западной Сибири в период 1918-1919 гг., выбирало своей резиденцией Омск, а последний, как наиболее крупный и бьющий, хотя и болезненной, жизнью центр, временно стягивал к себе, в числе других, и учетные силы России, разбросанные от Балтийского побережья до берегов Великого океана. Благодаря их притоку не иссякал при всевозможных внешних и внутренних пертурбациях учено преподавательский персонал организующегося ВУЗа. Без большой натяжки можно сказать, что не найдется не одного из высших учебных заведений дореволюционной России, деятели или воспитанники которых не побывали бы в Омском сельскохозяйственном Институте в первые 3-4 года его существования» (П.Л. Драверт, 1923 г.). |
|
|
3) Только в 1922 г. Советская власть в лице Наркопроса взяла на баланс наш вуз как академию, а с 1923 г. появляются первые упоминания о нашем вузе в центральных документах и в материалах Сибревкома. До этого вуз числился как созданный на общественных началах. Да тому и есть приведенные в «дореволюционном» блоке подтверждения. |
|
|
4) В конце 20-х гг. XX в. ученые, агрономы, экономисты, кооператоры еще проводили положительное сравнение с задачами и миссией высшей сельскохозяйственной школы, школы в предреволюционные годы. Именно оттуда они переняли синтез высшей школы как школы для подготовки квалифицированных кадров по существу и университетского духа высшей сельскохозяйственной школы. |
|
|
5) Власть боролась с «уклонистами» и «троцкистами», но и до репрессий в «кадрах» сельскохозяйственных вузов и Госплана осталось еще не долго. |
|
|
В результате чего: 1) Во второй половине 20-х гг. XX в. были сформулированы с опорой на предыдущий дореволюционный опыт идеал высшей сельскохозяйственной школы-университета. 2) В выпускниках высшей школы видели не столько узкого специалиста, сколько специалиста-организатора жизни на селе, в ее новом культурном понимании. 3)Опосредованно деятельность высшей сельскохозяйственной школы-университета были направлена на развитие хозяйства и культуры края, с учетом тех или иных региональных особенностей. |
|
|
В принципе, до 1934 г. этот дух сохранится, так как ОмСХИ был единственным сельскохозяйственным высшим учебным заведением в Сибири. Однако впереди была унификация целей и задач. О миссии уже никто рассуждал. ВКП (б) – КПСС со своими отделами стали регулировать эту миссию исходя из начал социалистического колхозного строя. |
|
|
|