Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика





Четверг, 25.04.2024, 16:14
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
Они сражались за Родину


Воспоминания ветерана ВОВ Николая Сергеевича Ильина

Николай Ильин
 
Первым делом, первым делом самолёты!
 
Записал Дегтерёв Артём, студент 1 курса агрофака, 2010 г.
 
Я, Ильин Николай Сергеевич, родился 2 декабря 1922 года в селе Пальцевка Таврического района Омской области в крестьянской семье. В 1940 г. окончил Таврическую среднюю школу. В ноябре 1940 г. поступил в Иркутское военное авиационно-техническое училище им. Хользунова.
 
Начало войны застало нас, курсантов, на празднике – открытии летних лагерей. По тревоге мы были вызваны в училище. В связи с войной училище было переименовано в Иркутскую военную авиационную школу авиамехаников. Вместо техников-лейтенантов школа стала выпускать механиков-сержантов.
 
В 12 часов дня радиостанции страны передали сообщение Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Прослушали выступление Молотова. Затем нас построили, и командир батальона сказал: «Те, кто считают себя подготовленными, шаг вперёд, а кто нет, могут оставаться доучиваться в училище!».
 
 
Так после окончания ИВАШАМ я был зачислен в 20-й истребительный авиационный полк (ИАП) в 1941 году. По распределению был направлен сержантом-механиком в 203 ИАП в Толмачёво (это база запасной бригады самолётов). В ноябре 1942 года к нам прибыл 183 ИАП со Сталинградского фронта на переформирование, переобучение и пополнение лётным и техническим составом. В этот полк зачислили и меня. Переобучение проходило на Як-7. На заводе им. Чкалова мы получили полный комплект самолётов на полк. В декабре 1942 г. погрузили на платформы подготовленные к погрузке самолёты. В Подмосковье (г. Химки) выгрузили с платформ, собрали, пристыковали плоскости, поставили винты. Облетали летом. Лётчики налетали на своих самолётах по 10 часов. В Борисоглебске сформировали военный истребительный авиационный полк. С этого времени я стал непосредственным участником ВОВ.
 
Мне особенно памятна Курская битва. На Курской дуге погиб мой брат Ильин Тимофей Сергеевич. Летом 1943 года на Белгородско-Курском направлении развернулись бои. Наш истребительный авиационный полк базировался вблизи города Обоянь. В этом направлении гитлеровское командование готовило прорыв на Курск. В первый день 5 июля в воздухе произошло около 200 групповых и индивидуальных боёв. В результате было сбито 260 самолётов противника.
 
Несколько дней продолжались упорные бои на земле и в воздухе. Советские лётчики надёжно прикрывали действия наземных войск. Истребительная авиация обеспечивала непрерывное патрулирование в воздухе над линией фронта, перехват и уничтожение вражеских бомбардировщиков. В Курском небе открыл свой боевой счёт лётчик-истребитель И.Н. Кожедуб. Он сбил 62 самолёта противника. А лётчик-истребитель А.К. Горовец в одном только бою сбил девять фашистских бомбардировщиков. Но, возвращаясь на свой аэродром, был сбит фашистами. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского союза.
 
Здесь нельзя не сказать и о нас, техниках. Всё, чего добились лётчики в небе, отчасти принадлежит и нам. Хлопот у нас было немало, и ответственность велика. Мы всегда с тревогой ожидали с задания своего лётчика. В первую очередь спрашивали: «Как мотор?». И если покажет большой палец, значит, всё в порядке.

 
Мне запомнились эти напряжённые дни: 5-7 боевых вылетов приходилось на самолёт. Он находился на земле, пока менялся лётчик и шла дозаправка горючим и боеприпасами, а остальное время – в воздухе. Был такой случай, когда эскадрилья после выполнения задания благополучно вернулась на свой аэродром. Все приземлились и стали заруливать на стоянку, а один выключил мотор прямо на посадочной линии и укатился за посадочную полосу. Значит, что-то случилось. Когда руководитель полётов и санитарная машина подъехали и вытащили лётчика из кабины, врач сказал: «Всё в порядке, он просто уснул».
 
А был и такой случай: вынужденная посадка самолёта. В воздушном бою повреждён мотор, и лётчик смог только пересечь линию фронта и посадить самолёт с убранными шасси. Вся территория была изрыта окопами. В этот день я всё приготовил для регламентных работ, но так и не дождался своего лётчика. Лишь на другой день его доставили в полк на ПО-2 на наш аэродром. Это был лейтенант Шишкин. А меня этим же самолётом доставили к месту вынужденной посадки самолёта. Это было поле  в трёх километрах от села, где проходила линия фронта. В обязанности механика входило и то, что в случае вынужденной посадки самолёта прибыть на место и дожидаться приезда аварийной команды и сдать самолёт. Я ждал почти неделю и находился там наедине с самолётом. Хожу по деревни: пусто. Жители ушли в лес, в соседние сёла.
 
Мне пришлось видеть эти изуродованные, обожжённые танки. Когда я вернулся на прежнее место, полк уже перебазировался, так как авиационный полк долго не остаётся на месте. Но я ещё застал батальон аэродромного обслуживания, что помогло догнать свой полк.
 
В конце декабря 1944 г. меня направили в 21-ю военную авиационную школу первичного обучения в город Телави Грузинской ССР, где я и встретил окончание войны. Радостную весть об окончании войны нам принёс на полевой аэродром комиссар полка. Всех нас обнимал и поздравлял с победой – такой долгожданной победой!
 
В 1948 году уволен из армии в звании старший механик авиации. Ранений и контузий не имею.
 
Эти страшные события, происходившие в годы Великой Отечественной войны, многие поэты, композиторы, писатели, кинорежиссёры отобразили в своих произведениях, которые приобрели народную славу. Мне очень дороги те произведения, которые были написаны и сняты о тот период. Особенно трогает за душу песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Нам нужна одна победа». Я пою её со слезами на глазах, вспоминая всех моих друзей, которые не вернулись с той войны. Также мне дорог фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». В этой картине как раз показаны действия Курской битвы.
 
В этом году мы  шестьдесят пятый раз отмечаем День Победы. И чем дальше в прошлое уходят события, тем полнее и ярче раскрывается значение бессмертного подвига советского народа.
 
ИЛЬИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (краткая справка)
 
Н. С. Ильин родился в 1922 г. в селе Пальцевка Таврического района Омской области в крестьянской семье. После окончания Таврической средней школы он учился в авиационно-техническое училище. Осенью 1941 г. Ильин уже работал на аэродроме. В 1942 г., находясь в маршевом полку, Н.С. Ильин принимал участие в сборке самолетов, доставляемых в разобранном виде по железной дороге. В 1942 г. их маршевый полк был влит в авиационную дивизию и отправлен в Воронежскую область. Здесь началось участие в боевых делах. Обязанностью Николая Сергеевича как старшего механика являлась подготовка самолетов к боевым вылетам, их ремонт.
 
 
Дивизия, в которой служил старший лейтенант Ильин, сражалась на Курской дуге, на 2-м Украинском фронте, в боях за Харьков, Полтаву, Кишинев, в Ясско-Кишиневской операции и др. Н. С. Ильин награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу» и многими другими.
 
 
В декабре 1944 г. он был направлен в училище для переподготовки на летчика. Здесь его застала Победа. После демобилизации в 1948 г. Николай Сергеевич поступил и в 1953 г. с отличием окончил геодезическое отделение СХИ им. С. М. Кирова, был оставлен в институте. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию, с 1976 г. по 1980 г. Н. С. Ильин был деканом землеустроительного факультета. Преподавал в ОмГАУ до 2006 г.

ОООО "Гражданский клуб" © 2024