Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
По старым улочкам Сибаки
| Как
передавалось имущество Омского среднего с.х. училища Сибаке |
| В.Ф.
Семёнов «Учебно-вспомогательные учреждения Сибирской Сельско-Хозяйственной
Академии в конце пятого года её жизни» |
Учебное хозяйство, 1928 г.
| Опытные учебно-вспомогательные учреждения,
обслуживающие различные кафедры в учебном и научно-исследовательском отношении,
Академия могла начать организовывать только с получением в своё распоряжение
земельной площади бывшего Омского среднего сельскохозяйственного училища
(ОССХУ) с его фермой. В первые два года существования Академия, тогда ещё
носившая другие наименования, не имела своих земельных угодий и хозяйств и
налаживала летнюю практику студентов на селекционной станции близ Омска. С
весны 1920 г.
Академия получила около 2-х тыс. десятин земли по обе стороны р. Иртыша в 2-3
верстах к северо-западу от Омска; эта земля частью принадлежала бывшему
сельхозучилищу, частью была предназначена Сибирским казачьим войском высшей
сельскохозяйственной школе в Омске ещё в период её проектирования. | Коллектив молочной школы. Крайний справа - Г. Юрчик, второй слева сидит Зиринг К.К.
| На этой территории и в непосредственном соседстве с
ней оказались уже готовые, весьма солидные, чисто опытные и
опытно-производственные учреждения – ферма, огород, лесной питомник, опытное
поле, селекционная станция, машино-испытательная станция. Находясь в ведении
различных отделов Сибирского и губернского Земельных Управлений, эти учреждения
в первое же лето (1920 г.)
жизни Академии за городом предоставили ей возможность проводить в них часть
учебной практики студентов Академии. Но такое положение не могло удовлетворить
сколько-нибудь сносно запросы кафедр на рациональную постановку полевой учебной
практики, не нарушаемой своеобразными задачами этих опытных учреждений. Поэтому
Академия естественно начала стремиться к созданию своих собственных опытных
учреждений. Но в тяжёлые в экономическом отношении годы 1920 и 1921 сделать
что-либо в этом направлении не удавалось; сметы и проекты на академические
опытные станции, опытные поля и участки, на ботанический и дендрологический
сад, на вегетационный домик и т.д. многократно представлялись в различные
центральные учреждения Республики и Сибири, но цели не достигали – средств не
приносили. Поэтому естественно также, что Академия при полном своём бессилии
немедленно создать в эти годы собственные опытные учреждения искала выход из
положения в получении в своё распоряжение некоторых из упомянутых выше
ближайших опытных учреждений. Но долгие и сложные перипетия этого вопроса стали
принимать желательное для дела Академии направление только в последний год
(1922). | | В начале 1922 г. Академии были переданы совхоз
«Коммунизм», расположенный на территории Академии, и лесная дача «Подгородная»,
находящаяся в 18 верстах от города. Это обстоятельство, а также некоторое общее
материальное улучшение дало возможность с весны того же 1922 года положить
начало своим первым, чисто кафедральным опытным учреждениям, используя в то же
время в учебном направлении и различные части перешедших в её владение
хозяйств.
Таким образом, в течение большой части 1922 года
Академия имела для нужд преподавания и исследовательского дела ряд своих
собственных опытных учреждений, из которых одни перешли к ней в организованном
виде и использовались не только с учебной целью, но, главным образом, как
производственные учреждения, другие же возникли при кафедрах как научно-учебные
учреждения. |
| Н.Е.
Ишмаев «Прошлое и настоящее Сибирской Сельско-Хозяйственной Академии» | Вопрос о пользовании или передаче
сельскохозяйственной фермы среднего с.-х. училища имеет почти такую же историю,
как сама Сельско-Хозяйственная Академия. Ещё законопроект 1914 года
предусматривал возможность использования земель и фермы училища. 28 июня 1918 г. Совет Института
возбудил перед заведующим Отделом Земледелия и Колонизации при Зап. Сиб.
Комиссариате Сибирского Временного Правительства общий вопрос о выработке
способов осуществления тесного соединения средней и высшей агрономической
школы. | |
Министерство Земледелия с предложением Института
согласилось. Органы Советской власти – Губревком от 10 марта и Сибревком от 10
апреля 1920 г.
– постановили: «передать училище с оборудованием, фермой и землями
Сибинституту». С 16 марта 1920
г. началась приёмка Институтом училища. |
| Здание бывшего среднего сельскохозяйственного училища
| Рабочие сельскохозяйственной фермы решили
переименовать ферму в совхоз «Коммунизм» и установить своё управление. В
дальнейшем в это управление вмешался Сибземотдел, и фактически совхоз был изъят
от Института. Началась долгая переписка с Наркомземом, Сибземотделом,
Сибнаробразом и другими учреждениями, чтобы доказать неправильность и
незаконность действий Сибземотдела. В результате этих ходатайств 2 февраля 1922
года совхоз вновь был принят Институтом, но уже в полуразрушенном виде. Вот,
как рисует положение в совхозе приёмо-сдаточная комиссия: 1) в хозяйстве
запасов кормов нет; 2) лошади сильно поражены чесоткой; 3) свиньи породистые
английские белые типа крупного йоркширского находятся в наиболее тяжёлых
условиях; 4) крупный рогатый скот болен чесоткой. Лишь овцы и некоторый
молодняк был в среднем состоянии. | Многие жилые и служебные постройки требовали
капитального ремонта. Продовольствия для рабочих и семенного материала, за
исключением овса, не было. Твёрдо установленного управления хозяйством также не
было. Большую роль в управлении имели Рабочком и Губотдел Всеработземлеса,
которые фактически распоряжались совхозом. Отношение рабочих к совхозу было как
к своей коммуне, в смысле пользования продуктами производства и распределения.
Нельзя сказать этого о производительности труда. В общем, Сибакадемия получила
хозяйство, где требовалась огромная работа по его восстановлению и организации
управления. | |
Катастрофическое состояние скота продолжалось до
конца марта месяца 1922 года, когда дальнейшее его падение было приостановлено.
Уменьшение лошадей после передачи совхоза Сибакадемии произошло за счёт
ликвидации плохих экземпляров и приобретения вполне рабочих
сельскохозяйственных лошадей. Часть из старого скота, поражённого чесоткой и
исхудавшего донельзя, пала. Свиньи почти все пали до 30 марта 1922 года,
остались только рахитичные. |
| Все поля хозяйства крайне засорены сорными травами.
Для исправления их придётся в течение нескольких лет прилагать много усилий и
внимания. Борьба с сорняками путём введения правильного севооборота, как
облегчающего эту борьбу, однако, немедленно невозможна по причине той же
засорённости полей. Поэтому предстоящие 1923 и 1924 года должны быть
подготовительными, очищающими поля от сорняков. Задачей хозяйства является: 1)
служить наглядным учебным пособием при кафедрах земледелия, животноводства,
сельскохозяйственной экономии и землеустройства; 2) демонстрирование приложения
сельскохозяйственных знаний в области практического хозяйства. | В качестве опытного и учебно-вспомогательного
учреждения по зоотехнической группе дисциплин Сибакадемия располагает группой
голландского скота, поступившего в хозяйство в 1916 году из Восточной Пруссии,
из бывшего имения императора Вильгельма II. Сюда
входят: 18 голов коров голландской породы, 23 головы коров швиц, 17 голов
коров ангельнов, 76 голов овец породы
Рамбулье, 6 свиней белой крупной английской породы. Это небольшое количество,
оставшееся от когда-то большого стада. | В сельскохозяйственных
машинах и орудиях, при современной сокращённой площади посевов, учебный совхоз
недостатка не испытывает. Наличность этого инвентаря к концу 1922 г. исчислялась:
1) плугов
одно-двух-четырёхкорпусных – 38 ед.;
2) борон дисковых и зиг-заг
– 34 ед.;
3) культиваторов – 5 ед.;
4) сеялок дисковых, сошников
– 14 ед.;
5) Жаток-сноповязалок – 8
ед.;
6) Жаток самосбрасывающих и
лобогреек – 4 ед.;
7) граблей конных – 16 ед.;
8) молотилка паровая – 1
ед.;
9) молотилка конная – 1 ед.;
10) тракторов «Hart Parr» на
45 сил – 2 ед. (один неисправный);
11) плугов тракторных
восьмикорпусных – 2 ед.;
12)
мелкий и огородный инвентарь. | Хозяйственная деятельность
бывшего Омского Сельскохозяйственного Института в первые два года заключалась в
создании соответствующей хозяйственной обстановки. До передачи Институту
сельхозучилища он не имел собственного помещения, а временно полученные были
малы и не приспособлены. Лишь с передачей училища Институт приобрёл ряд жилых и
служебных построек с рядами вспомогательных предприятий.
1) Главное четырёхэтажное каменное здание на 3725
кубических саженей воздуха, с центральным отоплением и электрической
вентиляцией.
2) Трёхэтажное здание на 12 квартир, по 30 сажен каждая,
с подвальным помещением.
3) Три двухэтажных дома с подвальными помещениями.
4) Четыре одноэтажных здания – два каменных и два деревянных.
5) Каменный сарай для директорской конюшни с квартирой
кучера.
6) Пять деревянных бараков, временно занятых беженцами.
7) Электрическая станция, прекрасно оборудованная двумя
динамо-машинами на 450 ампер с аккумулятором на 300 ампер.
8) Водонасосная станция.
9) Каменная баня общего пользования.
10) Больница с
заразным отделением.
11) Ряд жилых и
служебных построек на ферме и хуторе числом 31.
12) Столярная
мастерская.
13) Маслобойный
завод.
14) Мельница.
15) Кузница. | То, что Институт приобрёл от сельхозучилища, при
хорошем состоянии госбюджета ему нужно было бы заводить в течение ряда лет.
Институт же получил хозяйство на полном ходу. Если и требовались доделки,
ремонт, то незначительные, и в сравнении с тем, что Институт до этого почти
ничего не имел, это было в первое время несущественно. | После приёма имущества выяснилось, что оно
систематически расхищалось. Инвентарём пользовались все, кто хотел. Мебель
растаскивалась по квартирам, учреждениям Губнаробраза и военного ведомства.
Помещения занимались посторонними. Ремонта не производилось. Многие квартиры
приведены в негодность и требовали капитального ремонта. Бывший «дом
архитектора» приведён в полную негодность. Паровое отопление и водопровод
замёрзли. На усадьбе находились тысячи возов мусора и навоза. Только к осени 1922 г. удалось новому
Правлению Сибакадемии справиться со всей этой разрухой. |
|
|