Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Лучшие авторы Огней Сибаки
Всего ответов: 65

Статистика





Пятница, 26.04.2024, 11:00
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
Огни Сибаки, №3 1/2 : Нет, ребята, всё не так!


Некоторые аспекты сельсткохозяйственной деятельности администрации Западной Сибири в начале XX века

 
Д.В. Кузнецов, доцент
 
В условиях становления рыночной системы преобразования в аграрном секторе являются одной из важнейших проблем, решение которой могло бы способствовать выработке оптимальных способов и механизмов управления и регулирования сельскохозяйственным производством на региональном уровне. В связи с этим весьма актуальным оказывается опыт проведения аналогичных преобразований в Сибири дореволюционного периода. Известно, что тогда в ходе различных мероприятий правительства также происходили крупные изменения, благодаря которым осуществлялась модернизация сибирской деревни. Попытаемся ответить некоторые аспекты, касающиеся вопросов выработки центральными и местными органами власти форм и методов управления аграрным комплексом на территории Западной Сибири.
 
В 1902 году в Петербурге под председательством министра финансов С.Ю.Витте начало работу Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Его отдельные комитеты работали в губерниях европейской и азиатской России. Они собирали сведения о положении в сельском хозяйстве на местах и посылали эти сведения в Петербург. Особое совещание анализировало их и на основе результатов анализа пыталось разработать новые принципы сельскохозяйственной политики для всей империи. В Сибири местные комитеты Особого совещания вели работу в 5 губерниях и 25 уездах. (Либуркин В.И. Деятельность местных комитетов Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности и их влияния на развитие общественно-политической жизни Сибири начала ХХ в. Автореф. дисс. к.и.н. М.: 1988. С.10.). Такой комитет был образован и в Омске по ходатайству Степного генерал-губернатора. Отвечая на ходатайство, Витте уведомил последнего, что им, по соглашению с министрами внутренних дел и земледелия и Гос. Имуществ «постановлено образовать в степном крае местные комитеты с тем, что учреждение их в отдельных областях, а ровно определение их состава представляется его, Главного Начальника края, усмотрению» (ГАОО. Ф.119. Оп.1. Д.8. Л.3.).
 
Сообщая об этом, Степной генерал-губернатор просил военного губернатора Акмолинской области образовать местные комитеты в городах Омске и Петропавловске. В Омске комитет состоял под председательством губернатора, из членов: чинов областного правления, государственных имуществ, казенной палаты, омского уездного начальника, чиновника по крестьянским делам, генерал-майора Катанаева, статского советника Селицкого, коллежского советника Ветохина, агронома Кудинова, представителя сельскохозяйственного общества, статского советника Мельникова и титулярного советника Тейтеля. Таким образом, состав Омского местного комитета Особого совещания был довольно представительным. К работе в комитете были привлечены как чины местной администрации, так и некоторые члены Омского отдела Московского общества сельского хозяйства (ООМОСХ).
 
На одном из заседаний секции Омского комитета, состоявшемся 8 октября, рассматривались вопросы, решение которых призвано было серьезно повлиять на выработку основных принципов сельскохозяйственной политики в регионе. Вопросы были сгруппированы в два отдела. В превом отделе рассматривались нужды в области производства. К ним относились: 1. Кредит (в его существующих в области формах). 2. Кооперация. 3. Кустарные промыслы. 4. Отхожие промыслы. 5. Производство масла (с точки зрения экономических выгод или ущерба для населения). Во втором отделе рассматривались нужды в области сбыта. Сюда входили: 1. Дороги и сплавные пути. 2. Зернохранилища. 3. Упорядочение торговли внешней и внутренней: а) тарифы; б) обмен с Сибирью и Россией; в) организация поставок казенным ведомствам; г) улучшение условий перевозки; д) развитие рынка. Каждый из намеченных вопросов в отдельности, или группа вопросов должны были разрабатываться одним из членов секции, которому предоставлялось право привлекать к этой работе лиц, способных помочь делу своим опытом и знаниями.
 
В период подготовки к проведению Западно-Сибирской выставки Омский отдел МОСХ совместно с Распорядительным комитетом развернул работу по созыву съезда агрономов и сельских хозяев Западной Сибири для обсуждения вопросов сельскохозяйственного развития края. Съезд прошел в Омске 1-12 августа 1911г. В нем участвовали 20 членов областной и уездной администрации и разных ведомств, а также 41 представитель общественных учреждений, кредитных предприятий, фирм и сельских хозяев. Инициатором этого мероприятия был главный агроном при степном генерал-губернаторе, бывший одновременно комиссаром отдела полеводства выставки Христианович. 13 сентября 1910 года он направил в Распорядительный комитет запрос, в котором просил уведомить, предположено ли комитетом устройство систематических сельскохозяйственных лекций во время выставки. К выставке Христиановичем предполагалось приурочить съезд агрономических деятелей степного края «и членам съезда крайне важно было бы ознакомиться с последними течениями в агрономической мысли, что вполне осуществимо, так как выставку посетят командированные ГУЗиЗ специалисты, профессора высших агрономических школ». Ввиду этого Христианович просил комитет сообщить, какая выработана программа для осуществления этой стороны дела (ГАОО. Ф.119. Оп.1. Д.16. Л.28.).
 
Распорядительный комитет не имел тогда еще программы съезда и поэтому он просил главного агронома созвать частное совещание для разработки проекта положения и программы предполагаемого съезда. Комитет порекомендовал в этой связи включить в программу секции по скотоводству, ветеринарии и пчеловодству и к работе в совещании привлечь комиссаров по сельскохозяйственному отделу выставки. При этом комитет выслал материал по данному вопросу - проект программы съезда по пчеловодству с копией. Такое промежуточное совещание было созвано Главным агрономом. На нем был составлен проект разделенной по секциям программы вопросов, подлежащих обсуждению Омского съезда деятелей сельского хозяйства, планируемого на лето 1911 года в Омске. В программу съезда были включены вопросы, решение которых могло способствовать всестороннему сельскохозяйственному развитию Западной Сибири (Там же. Л.Л.30,34-35, Журналы заседаний съезда деятелей сельского хозяйства 1-12 августа 1911года в Омске. Омск, 1912. С. 1-3.).
 
Среди многих постановлений съезда привлекает особенное внимание постановление, принятое по предложению председателя - Акмолинского губернатора «ходатайствовать о скорейшем издании и проведении в жизнь закона, облегчающего насаждения в Сибири и Степном крае частновладельческих культурных хозяйств, которые могли бы оказать влияние на упорядочение крестьянских хозяйств в смысле распространения рациональных приемов ведения сельского хозяйства» (Журналы заседаний… С.52-53.). этот факт говорит о том, что местные власти и представители сельскохозяйственной общественности, стремясь форсировать создание системы частновладельческих хозяйств в азиатской России, побуждали правительство активнее действовать в этом направлении. Намеченные в проекте программы мероприятия позволяли создать базу не только для интенсивного сельскохозяйственного развития края, но и для формирования многоотраслевой системы сельскохозяйственного производства. Однако, такая система могла эффективно работать лишь в условиях активного вовлечения в нее местного населения, и в том случае, если само оно было заинтересовано в этом процессе и способно обеспечить ее функционирование. Это в свою очередь было возможно при налаживании интенсивного капиталистического производства в крестьянских хозяйствах, способных обеспечить не только себя, но и наполнить своей продукцией формирующийся аграрный рынок. Хозяйствами такого типа, по мнению правящих кругов, могли стать хозяйства крестьян-единоличников (подворников, хуторян и отрубников), которые были экономически более прочными и самостоятельными по сравнению с хозяйствами общинников.
 
Имея в виду это обстоятельство, ГУЗиЗ выработало для сельских хозяйств единоличного владения специальный план агрономической помощи и программу занятий областных совещаний, призванных способствовать подъему их производственной эффективности не только в европейской, но и в азиатской России. При этом Главное управление находило нужным, чтобы все вопросы, поставленные в программу, были освещены путем предварительного обсуждения их в областных совещаниях фактическими данными, при чем эта обязанность возложена на местных членов Главного управления. Согласно выработанному плану организации агропомощи предполагалось каждую губернию разделить на отдельные агрономические участки, которые должны находиться в ведении участкового агронома. В помощь участковым агрономам назначались лица с низшим сельскохозяйственным образованием. В распоряжение участкового агронома предоставлялся участок земли, служащий центром данного района, на котором устраивалось опытное хозяйство крестьянского типа, случной пункт и прокатная станция орудий и машин.
 
В задачи агронома входили устройство опытного хозяйства крестьянского типа, организация показательных мероприятий и мероприятий местного характера и распространение необходимых познаний среди населения. Участковый агроном устраивал чтение по вопросам сельского хозяйства, касающимся данного района. К устройству чтения привлекались имеющиеся на местах земские и правительственные агрономы, а также сведущие в сельском хозяйстве лица (Сибирская жизнь. 1910. 22 августа. С.3.). Таким образом, ГУЗиЗ приняло и осуществляло комплексную программу действий агрономической помощи единоличным хозяйствам, имея в виду, что в дальнейшем они явятся локомотивами всего аграрного развития России, основными факторами ее экономического роста и благосостояния населения.
 
На съезде так же ставились вопросы о сельскохозяйственном развитии Тарского уезда Тобольской губернии. Для удобства обследования типичных переселенческих хозяйств Тарский уезд был разделен на 4 естественно-исторические полосы: урманную, лесостепную, переходную и болотную. В урманной полосе предполагалось провести корчевание и «подсечку», как новый способ разработки лесов. При этом указывалось на особенности: урманность производства (т.е. отдаленность от основных дорог и залесенность), засоренность почвы и бедствие от головни; состояние животноводства, сенокосы и выгон, кормление скота: обращалось внимание на существенное значения для края огородничества и травосеяния. Особое место отводилось лесному делу, сбору кедровых шишек и организации кустарных промыслов. В лесостепной полосе обращалось внимание на губительное значение лесных вырубок, почвенные особенности, капитализацию инвентаря в сельскохозяйственном производстве, состояние скотоводства; экстерьер (внешний вид) рогатого скота, молочность и вымирание телят (в связи с чрезмерным забором молока от коров для нужд маслоделия). При характеристике и общих замечаниях о болотной и переходной полосах учитывались особенности этой зоны, определившие приоритет льноводства в полевой культуре, обращалось внимание на бедствие стад от гнуса и необходимость проведения палов - как меры, направленной на улучшение покосов (ГАОО. Ф.119. Оп.1. Д.6. Л.3. ТФГА ТюмО. Ф.580. Оп.1. Д.37.).
 
Эти рекомендации были призваны способствовать выработке рациональной политики администрации Тарского уезда в плане его сельскохозяйственного освоения. Поскольку они были предложены съездом сельскохозяйственных деятелей во время омской выставки, то можно сделать вывод, что она имела не только демонстративно-показательное значение, но преследовала и чисто практические, деловые цели: способствовать выработке конкретных, долгосрочных программ и мероприятий, реально обеспечивающих оптимальные формы и методы организации работы местных агрономов и других деятелей сельского хозяйства в осваиваемых районах.
 
Впрочем, здесь сказалась и другая, не менее, а может быть, и более важная причина, а именно, сильная засуха, поразившая Западную Сибирь и Степной край в 1910-1911 годах. Местная администрация предпринимала ряд энергичных мер в связи с засухой, пытаясь облегчить положение населения. Уже в июне 1911 г. Акмолинский губернатор и Общее присутствие Областного правления подняли вопрос о необходимости оказания правительственной помощи пострадавшему населению и по телеграфу возбудили ходатайство об отпуске необходимых первоначальных кредитов. Была организована выдача продовольствия из хлебозапасных магазинов и казенных денежных ссуд. По указанию П.А.Столыпина, губернатором и Общим присутствием был разработан особый план, согласно которому отпускались средства на организацию общественных работ по устройству грунтовых дорог и гидротехнических сооружений. В Омском уезде работы были проведены в 163 населенных пунктах. За счет кредитов уездного съезда крестьянских начальников осуществлялись заготовка и перевозка продуктового и семенного хлеба и кормов из складов Переселенческого управления. При волостных правлениях устраивались ссудосберегательные товарищества, которым был открыт большой кредит из отделений Государственного банка и т.п.
 
Вопрос о наступающем бедствии был поднят и всесторонне обсуждался и на съезде деятелей молочного хозяйства в том же июне 1911 г. во время Омской выставки. Тогда были сделаны попытки определения размеров необходимой правительственной продовольственной помощи как для населения, так и для сохранения рогатого скота, а с ним и богатой маслодельной промышленности; был возбужден ряд ходатайств о немедленном принятии выработанных съездом мер, направленных к возможному предотвращению наступавшего бедствия. Для того, чтобы сохранить скот у населения и устранить массовую его распродажу, администрацией через Главную контору сельскохозяйственных складов в Омске была организована выдача ссуд на прокорм рогатого скота, от 10 до 30 р. на дойную корову с рассрочкой платежа на 3 года из 5½ годовых.
 
Летом 1911 года по приказу Кривошеина управлениям земледелия и гос. имуществ в губерниях Западной Сибири было разрешено «ввиду выяснившего недорода хлебов и полного неурожая трав…допустить бесплатно к пастьбе скота в казенных лесных дачах, где это возможно без вреда для лесонасаждений, и к сенокошению на свободных казенных лесных полян и других угодья - пострадавшее от неурожая хлебов и трав население (старожилы и переселенцы)». Было разрешено также отпускать до весны будущего 1912 года из казенных дач лесные материалы по льготной цене, а при крайней необходимости бесплатно - на устройство зимовок для прибывающих из других местностей крестьян и их скота (ГАОО. Ф.100. Оп.1. Д.9. Св.2. Л.36,37,38).
 
Наряду с этим в Омске 16 марта 1912 года усилиями местных властей ООМОСХ была устроена общегородская благотворительная акция по сбору пожертвований для пострадавшего от неурожая сельского населения под названием «день хлебного колоса». Пожертвования поступили от 26 организаций, фирм и частных лиц. Общий сбор средств составил 10496 руб. 09 коп. Помимо пожертвований деньгами в комиссию по сбору средств поступали пожертвования материалами. Кроме помощи населению Омского уезда и Акмолинской области часть денег была израсходована на выдачу семенного хлеба и рабочего скота населению Андреевской волости Тюкалинского уезда, часть передана на содержание бесплатных столовых, в Омске и при ст. Исиль-Куль (Там же. Ф.119. Оп.1. Д.20. Памятная книжка Акмолинской области. Омск, 1914. С.71.).
 
Несмотря на безусловно имевшиеся недостатки в организации работы по преодолению последствий неурожая, нужно признать, что местной администрации удалось справиться с этой задачей. Об этом свидетельствует тот факт, что принятые меры к сохранению скота спасли скотоводство, а с ним и маслоделие почти в полном объеме; благодаря действиям государственных и частных учреждений не было допущено массового разорения крестьян. На это указывает относительно высокий спрос на машины и орудия в 1912 г., вызванным успешным и своевременным засевом хлебов в Акмолинской области и, как свидетельствовали торговые фирмы, долги с населения за машины поступали в целом исправно, хотя они не были экстраординарными и легко отсрочивались получателями.
 
Вся продовольственная компания была проведена в Западной Сибири правительственными чинами при содействии местной общественности. При этом обращает на себя тот факт, что значительная активизация сельскохозяйственной помощи населению со стороны администрации начинается именно со времени подготовки и проведения Западно-Сибирской выставки. Надо думать, это не случайное совпадение. Выставка, организованная Омским отделом Московского общества сельского хозяйства, явилась мощным стимулом, активизировавшим работы администрации по поиску форм организации сельскохозяйственной помощи населению и налаживанию механизмов управления формирующимся аграрным комплексом. Местные деятели агрономических служб могли оправдать себя уже хотя бы только технологическим эффектом своей работы. На этот аспект, т.е. на подъем прагматизма и профессионализма, определивший главный вектор сельскохозяйственной политики местной власти, нужно обратить большое внимание, потому что он всегда является признаком оздоровления экономической ситуации.

ОООО "Гражданский клуб" © 2024