Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
История Сибаки : По старым улочкам Сибаки : Публикация
|
О домовой церкви ОССХУ
|
|
|
О.А. Милищенко, Е.Н. Бондарь
|
|
Алтарь домовой церкви.
Вид сбоку. |
Проходя мимо восточного фасада главного корпуса ОмГАУ сквозь дубовую рощу, многие обращали внимание на алтарный обвод стены ближе к левому углу, заканчивающийся высоко вверху полусферой-куполом. Прежде, до революции здесь располагалась домовая церковь Омского среднего сельскохозяйственного училища (ОССХУ).
В 1913 году А.Н. Неверов – губернатор Акмолинской области, П.И. Плодовский – директор ОССХУ, В.И. Балиев – заведующий машино-испытательной станции всерьёз обсуждали место и подробно планировали постройку четырёхэтажного основного здания училища (ныне – главный корпус ОмГАУ). Здесь же обсуждали и обустройство церкви при училище. Губернатор лично вёл поиски глины и места под кирпичный завод для строительства здания.
|
Губернатор Акмолинской области А.Н. Неверов |
Выпускник ОССХУ В.А. Кислов в своих воспоминаниях пишет: «За строительством и оборудованием училища лично наблюдал губернатор, являясь в то же время его попечителем. Именно поэтому учебный корпус был богато оборудован учебными кабинетами, аудиториями и лабораториями. Не забыл А.Н. Неверов и о Боге. В одном крыле здания размещалась церковь, также оснащённая всеми священными атрибутами, коридор четвёртого этажа над ней был её хорами…». |
Протоиерей
Василий Феофанович Инфантьев |
В архиве активиста Народного музея ОмГАУ А.Н. Сборовской сохранились «Памятки по истории ОмСХИ». Среди бумаг – воспоминания рабочей с опытного поля Марины Семёновны Платоновой. В 1975 году она сообщила Сборовской следующее: «В 1912 году для строительства корпуса ОССХУ начали возить песок. В 1913 году копали котлован под здание. На землю, в угол, где быть церкви, батюшка что-то положил, а вице-губернатор положил три кирпича, и всё окропили на все четыре стороны. После чего батюшка сказал, что служба закончилась». Церковь была освещена в честь Рождества Богородицы в августе 1913 года.
Бывший ученик культур-технического отделения ОССХУ Василий Васильевич Назаренко в своих воспоминаниях пишет: «Был у нас и законоучитель – священник Инфантьев Василий Феофанович. Он окончил духовную академию и преподавал у нас богословие. По всему было видно, что он и сам не верил в то, чему нас учил. На ехидный вопрос учеников, как это бог мог сотворить мир за 8 дней, он разъяснил, что под одним днём подразумевается целая историческая эпоха, которые сменяли одна другую. В начале 1920 года, когда была восстановлена Советская власть в Омске, он отрёкся от религии и стал носить гражданскую одежду. Дальнейшую судьбу его я не знаю».
|
Дьякон
Иван Васильевич Овчинкин |
Среди воспитателей училища В.В. Назаренко упоминает также дьякона, «который ещё служил вместе со священником Инфантьевым в училищной церкви». Это был Иван Васильевич Овчинкин, псалмопевец в домовой церкви Рождества Богородицы.
Возможно, что священник Инфантьев проповедовал до апреля-мая 1918 г. и ушёл в связи с тем, что ему и дьякону перестали выплачивать жалованье, так как церковь была отделена от государства, а школа – от церкви.
Мы не располагаем какими-либо сведениями о жизни священника в 20-е годы. Однако в статье И.В. Черказьяновой есть следующая справка: «Инфантьев Василий Феофанович – священник-настоятель Богородице-Братской церкви г. Омска, благочинный Омских городских церквей, член Омского епархиального церковного совета. В 1914 г. окончил Казанскую духовную академию. В 1930 г. был арестован, осуждён и приговорён к расстрелу. Его семья сослана в Кулайскую комендатуру (север Тарского района Омской области). Реабилитирован отец Василий 27 июня 1989 года по заключению прокурора Омской области». |
Клуб "Землероб", 1924 г.
|
Из воспоминаний выпускника училища В.А. Федчуна следует, что церковь имела куполообразный потолок, на котором «было хорошо выполненное в натуральную величину изображение Христа в ореоле сияния. Однако религиозностью ученики не отличались и воспитатели во время богослужения ходили по классам и заставляли учеников идти в церковь, а классы запирали на ключ. Некоторым ученикам удавалось спрятаться под парты и остаться в классах запертыми, чтобы выполнять заданные уроки…».
Бывшее помещение домовой церкви. Деревянным щитом закрыт алтарь. На амвоне стоит стол, за столом секретарь ячейки РКСМ И.В. Зезин. На крайнем слева плакате лозунг: "Встанем на борьбу со старой деревней. Да здравствует новая!" В верхней части алтарного свода видна фреска "Христос в сиянии". Ниже помещена её увеличенная копия. |
Абсида - верхняя часть алтарного свода
(современное состояние) |
В период правления А.В. Колчака здание было занято отрядами Красильникова и Анненкова. Часть здания занимал американский госпиталь для тифозных больных. В апреле 1920 года здание было передано Сибирскому институту сельского хозяйства и промышленности (Сибаке). В 1924 году домовая церковь была переделана под клуб «Землероб», а в 1930 году – под библиотеку. |
Фреска с алтарного свода. Снизу видны ноги Христа,
выше - складки одежды, в левой верхней части - поднятая рука. Лицо Христа закрыто щитом. |
По воспоминаниям рабочей стройцеха ОмСХИ Ирины Васильевны Николенко, фрески украшали стены и потолок библиотеки вплоть до 1983 года. И хотя они были бледными и местами осыпавшимися, в алтарной части ещё можно было различить изображение Богородицы с младенцем на руках и фигуру воина (предположительно, архангела Михаила). В 1983 году первый проректор В.А. Полевых отдал распоряжение закрасить фрески. Эту работу выполняла И.В. Николенко. Под толстым слоем грязно-синей краски навсегда исчезли последние следы присутствия в здании главного корпуса домовой церкви.
В настоящее время в помещении бывшей церкви располагаются: в цокольном этаже – буфет № 1, на втором этаже – приёмная ректора и первого проректора и их кабинеты, на третьем этаже – библиотека.
|
|
|
|