К истории и истокам оценки качества преподавания в ОмГАУ |
||
О.А. Милищенко |
||
Имея целью дать пример из истории оценки качества преподавателя в ОмГАУ, что, конечно же, очень актуально в очень непростое время реформы в образовательной сфере, мы обратились к мнениям по данному вопросу более чем 80-летней давности. |
||
В |
||
Осипов писал: "Если нет разногласий в том, что высшая с.-х. школа должна быть школой научной, или, как определил всероссийский с.-х. съезд в Киеве (1913 года), Наиболее желательным типом высшей с.-х. школы, является школа университетская по духу, И если нет двух мнений о том, что высшая с.-х. школа должна давать научное образование своим слушателям, что она должна готовить научно-образованных деятелей по сельскому хозяйству, то при подходе к практическому разрешению поставленных задач, к выполнению определённым содержанием этих общих формул, мы встречаем настолько большое разнообразие, мнений и взглядов, что даже классифицировать их по определённым группам не представляется возможным. (…) |
||
Поставив в задачу высшей школы, при подготовке своих слушателей, учитывать запросы и нужды практической жизни, мы тем не менее всецело разделяем слова И.А. Стебута: "В школе научиться нельзя, в школе можно только подготовиться, чтобы в жизни научиться”. Но мы считаем необходимым уже в самой школе так поставить подготовку, чтобы в жизни было легче научиться, а не пришлось бы переучиваться или начинать учёбу сначала. Школа должна знать, что придётся делать студенту в жизни и должна его готовить так, чтобы, вступив в практическую жизнь, в работу, – он действительно мог научиться, и притом научиться в кратчайший срок”. |
||
И далее: "Если нельзя в стенах высшей с.-х. школы отдельно готовить тех или иных узко-профессиональных работников, то в чём же может выразиться ответ с.-х. школы на запросы жизни, какие же задания могут быть поставлены школе при установлении комплекса научных знаний, предлагаемых студенту в школе. (…) Прежде всего школьное образование должно быть построено так, чтобы объектами научного исследования в школе были сама с.-х. жизнь, хозяйство того края, который школа обслуживает, чтобы запросы и нужды этого хозяйства были основными проблемами для научного исследования”. |
||
Таким образом, к преподавателям института, опосредованно через общую коллективную задачу, предъявлялось требование как самому, лично иметь опыт и навык научного исследования в отраслевой сфере, так и донести методы этого исследования до студенческой аудитории. Следовательно, и спрос с вуза был как с единого научно-педагогического сообщества. Исходя из этого строилась и кадровая политика ректората и учёного бюро института, сформированного еще в |
||
Преподаватели, претендующие на замещение вакантных должностей, выбирались с особой тщательностью. Желательно было иметь несколько опубликованных научных работ, рекомендательные письма с прежнего места работы (службы). В обязательном порядке требовалось предъявление автобиографии-резюме или, как говорили, "Ciriculum vitae”. Решение о приёме каждого нового приглашённого преподавателя в обязательном порядке принималось на учёном совете института, организованном 2 февраля |
||
Таким образом, требования к аттестации преподавателей, включая, конечно, и моральные качества, были самыми высокими. Отстранить же заслуженных педагогов и авторитетных учёных от преподавания или заведования кафедрой или лабораторией, а также уволить администрация вуза могла только по политическим мотивам. Однако это уже отдельная тема для рассмотрения. |
||
1. Осипов И.И. Каких специалистов должна готовить сибирская высшая школа / И.И. Осипов // Научный сборник к десятилетию высшей сельско-хозяйственной школы в Сибири / Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства. – Омск, 1928. – С. 191-198.
2. Драверт П.Л. К обзору научной деятельности Сибирской сельскохозяйственной академии / П.Л. Драверт // Сибирская сельскохозяйственная академия. 1918-1923. – Омск: Изд-е Сиб. сельск.-хозяйств. Академии, 1923. – С. 68-69. |