Календарь
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Огни Сибаки, № 5 : (определить рубрику)
|
К истории и истокам оценки качества преподавания в ОмГАУ |
|
|
О.А. Милищенко |
|
|
Имея целью дать пример из истории оценки качества преподавателя в ОмГАУ, что, конечно же, очень актуально в очень непростое время реформы в образовательной сфере, мы обратились к мнениям по данному вопросу более чем 80-летней давности. |
|
|
В 1928 г. преподаватель Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства И.И. Осипов в статье «Каких специалистов должна готовить сибирская высшая школа», написанной к 10-летнему юбилею вуза поднял вопрос о целях и качестве преподавания, следовательно об эффективности педагогической деятельности преподавателей. Хотя вопросы, рассматриваемые в работе, давались автором в обобщенном виде, но следует отметить тот интересный факт, что требования к повышению качества преподавания базировались на "дореволюционном” опыте. |
|
|
Осипов писал: "Если нет разногласий в том, что высшая с.-х. школа должна быть школой научной, или, как определил всероссийский с.-х. съезд в Киеве (1913 года), Наиболее желательным типом высшей с.-х. школы, является школа университетская по духу, И если нет двух мнений о том, что высшая с.-х. школа должна давать научное образование своим слушателям, что она должна готовить научно-образованных деятелей по сельскому хозяйству, то при подходе к практическому разрешению поставленных задач, к выполнению определённым содержанием этих общих формул, мы встречаем настолько большое разнообразие, мнений и взглядов, что даже классифицировать их по определённым группам не представляется возможным. (…) |
|
|
Поставив в задачу высшей школы, при подготовке своих слушателей, учитывать запросы и нужды практической жизни, мы тем не менее всецело разделяем слова И.А. Стебута: "В школе научиться нельзя, в школе можно только подготовиться, чтобы в жизни научиться”. Но мы считаем необходимым уже в самой школе так поставить подготовку, чтобы в жизни было легче научиться, а не пришлось бы переучиваться или начинать учёбу сначала. Школа должна знать, что придётся делать студенту в жизни и должна его готовить так, чтобы, вступив в практическую жизнь, в работу, – он действительно мог научиться, и притом научиться в кратчайший срок”. |
|
|
И далее: "Если нельзя в стенах высшей с.-х. школы отдельно готовить тех или иных узко-профессиональных работников, то в чём же может выразиться ответ с.-х. школы на запросы жизни, какие же задания могут быть поставлены школе при установлении комплекса научных знаний, предлагаемых студенту в школе. (…) Прежде всего школьное образование должно быть построено так, чтобы объектами научного исследования в школе были сама с.-х. жизнь, хозяйство того края, который школа обслуживает, чтобы запросы и нужды этого хозяйства были основными проблемами для научного исследования”. |
|
|
Таким образом, к преподавателям института, опосредованно через общую коллективную задачу, предъявлялось требование как самому, лично иметь опыт и навык научного исследования в отраслевой сфере, так и донести методы этого исследования до студенческой аудитории. Следовательно, и спрос с вуза был как с единого научно-педагогического сообщества. Исходя из этого строилась и кадровая политика ректората и учёного бюро института, сформированного еще в 1921 г. |
|
|
Преподаватели, претендующие на замещение вакантных должностей, выбирались с особой тщательностью. Желательно было иметь несколько опубликованных научных работ, рекомендательные письма с прежнего места работы (службы). В обязательном порядке требовалось предъявление автобиографии-резюме или, как говорили, "Ciriculum vitae”. Решение о приёме каждого нового приглашённого преподавателя в обязательном порядке принималось на учёном совете института, организованном 2 февраля 1918 г. [5] Естественно вся эта процедура значительно снижала возможность в ошибке при принятии окончательного решения. Вопрос же о качестве преподавательской деятельности стоял не то, чтобы к конкретному преподавателю; он предельно точно был сформулирован в решении взять за образец устав и программу одного из старейших в России вузов – Московского сельскохозяйственного института (с 1865 по 1894 г. Императорской Петровско-Разумовской академии сельского хозяйства и лесоводства им. Петра Великого). Отсюда же был перенят и опыт курирования преподавателем подготовки студентом выпускного дипломного проекта, впервые предложенного и введённого в России профессором «Петровки» Н.Д. Прянишниковым в 1909 г. взамен массы промежуточных предметных экзаменов. Опыт же преподавания цикла сельскохозяйственных наук в институтах и университетах дореволюционной России с учётом «университетского духа» к началу Первой мировой войны был самым лучшим в мире. Вслед шли Германия, Франция, Англия и США. Эти страны в свою очередь опережали Россию по объёму финансирования сельскохозяйственной науки, опытного, издательского и выставочного дела и по производству сельскохозяйственных машин. |
|
|
Таким образом, требования к аттестации преподавателей, включая, конечно, и моральные качества, были самыми высокими. Отстранить же заслуженных педагогов и авторитетных учёных от преподавания или заведования кафедрой или лабораторией, а также уволить администрация вуза могла только по политическим мотивам. Однако это уже отдельная тема для рассмотрения. |
|
|
1. Осипов И.И. Каких специалистов должна готовить сибирская высшая школа / И.И. Осипов // Научный сборник к десятилетию высшей сельско-хозяйственной школы в Сибири / Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства. – Омск, 1928. – С. 191-198.
2. Драверт П.Л. К обзору научной деятельности Сибирской сельскохозяйственной академии / П.Л. Драверт // Сибирская сельскохозяйственная академия. 1918-1923. – Омск: Изд-е Сиб. сельск.-хозяйств. Академии, 1923. – С. 68-69. 3. Ишмаев Н.Е. Прошлое и настоящее Сибирской сельскохозяйственной академии / Н.Е. Ишмаев // Сибирская сельско-хозяйственная академия … С. 13-14. |
|
|
|