Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Лучшие авторы Огней Сибаки
Всего ответов: 65

Статистика





Четверг, 18.04.2024, 20:18
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
Огни Сибаки № 11: Сибака: возвращение имени


Архивные данные по проблеме:

«МИССИЯ ОМСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА»

 
О.А. Милищенко
 
1. Из доклада гласного Ом. Гор. думы А.Н. Гладышева (1914г., C. 9-48.)
[…] «Огромную территорию Сибири обслуживает лишь два факультета Томского университета, Высшие Томские женские курсы и Томский  же технологический институт. Эти высшие учебные заведения не могут удовлетворить разнохарактерные интересы развивающейся окраины. Интересы эти могут получить освещение и научную разработку лишь в высших учебных заведениях, обслуживающих отдельные, более ограниченные районы. Создание районных культурных центров и является в настоящее время очередной задачей сибирского общества. Эта мысль получила признание правительства, решившего открыть сеть специальных высших школ в Сибири»[C. 9]. […] «Среди специальных учебных заведений в городе функционирует с 1905 года ветеринарно-фельдшерская школа, с 1911 года землемерное училище и с 1912 г. среднее сельскохозяйственное с культур-техническим отделением. Эти учебные заведения ведут опытную работу по изучению хозяйства края во многих направлениях. В Омске же находятся обширнейшие в Сибири казенные опытные учреждения, опытное поле, торговый лесной питомник с культурами на 50 десятинах, станция по испытанию молока, испытательная станция сельскохозяйственных орудий и машин. Таким образом, работа специальных школ, обществ и опытных учреждений создает огромный местный сельскохозяйственный опыт обширного края, который наполняется именно в Омске и ждет только теоретической  научной разработки в высшем учебном заведении [C. 23]. […] [Реплика] «Балиев [В.П.] -  в городе открыто среднее сельскохозяйственное училище – могут указать, что его достаточно для края, - но против этого надо энергично восставать. При интенсивном развитии сельского хозяйства в крае среднего образования не достаточного, нужны работники с вполне законченным высшим специальным образованием» [C. 27].
 
2. Из доклада директора МИС  В.П. Балиева:
[…] «Вообще машины и орудия играют большую роль в развитии сельского хозяйства Сибири и поэтому будущему институту придется обратить серьезное внимание на изучение сельскохозяйственной механики»[C. 56]. […] «Первостепенное значение в вопросе скорейшего удовлетворения нужд сельского хозяйства за степной частью западной Сибири было признано и центральным ведомством земледелия, которое уже открыло сельскохозяйственную машиноиспытательную станцию и первую сибирскую среднюю сельскохозяйственную школу в г. Омске, а не в каком – либо другом городе Сибири.
 
Но одна средняя школа без поддержки высшей агрономической школы и совместной работы со стороны крупного во всей полноте обставленного  и работающего по всем важнейшим вопросам сельского хозяйства опытного учреждения не в силах, конечно, справиться с разрешением тех сложных задач и удовлетворением их разнообразных запросов, которые будут предъявляться к ней местной сельскохозяйственной жизнью. Это тем более будет трудно для нее, что Западная Сибирь - край еще молодой и техника сельскохозяйственного промысла не имеет каких-либо твердо-установленных положений; до всего здесь придется доходить путем научного опытного исследования. Да и вообще, научиться сельскому хозяйству возможно только путем изучения естественно – исторических и экономических условий местного хозяйства  и путем испытания в этих условиях тех или иных известных приемов из области техники и экономики сельского хозяйства» [C.57].
 
[…]  «От соединения высшей и средней школы и опытной станции в Омске создался бы культурный, научный центр, который, подготавливая кадры местных работников  для обслуживания разнообразных нужд края в агрономической помощи в самом широком значении этого слова, в то же время объединял и направлял бы научно-опытную работу всех лиц и учреждений, призванных с этой целью служить на пользу сельского хозяйства в обширном лесостепном и степном черноземном Западно-Сибирском районе» [C. 59]. […] «Известный исследователь экономической жизни Западной Сибири проф. А.А. Кауфман высказал по этому поводу на совещании следующее соображение: «Я думаю, что районность должна быть понята в том смысле, что люди, которые будут учиться, воспитывались в такой атмосфере, которая в пределах известного района давала бы им возможность ориентироваться». Мнение профессора П.С. Коссовича по этому вопросу было следующее: «Я думаю, что мы находимся в том периоде, как следует приурочивать учебные заведения к известному району в интересах его самого по следующим соображениям: в сущности, на учебное заведение нельзя смотреть, как на чисто учебное учреждение, оно должно являться научным учреждением и связывать агрономические науки с разработкой местных естественноисторических условий: современное учебное заведение будет жизненно, когда оно будет действительно и тесно связано с научной разработкой упомянутых местных условий. Это важно и для учащихся». Далее он (с. 61 – 62) говорит: «Если наши сельскохозяйственные институты будут служить не только учебным целям, но также и опытному делу, тогда мы гораздо легче найдем средства на то, чтобы в главных более типичных естественноисторических районах создавать учебно-научные заведения, совместно с опытными станциями» [C. 62].
 
3. Доклад В.М. Лыщинского (с. 87 – 89)
[…] «Проектированный в Омске Сельскохозяйственный институт будет обслуживать огромный район, вмещающий в себя всю Акмолинскую и всю Тургайскую области, всю Тобольскую губернию, а также и западную часть Семипалатинской области, не считая пространства восточнее этого района (в составе Томской губернии и восточной части Семипалатинской области), которое обслуживается высшим сельскохозяйственным учебным заведением и в том случае, если последнее будет находиться в Барнауле» [C. 87].
 
По дореволюционному периоду следует отметить следующие факторы, определившие концептуальные построения упомянутых выше авторов:

1)     Из крупных учебных заведений кроме Томского Императорского университета и Томского технологического института на всем пространстве Сибири ничего не было.

2)     Ведомственная разобщенность тормозила процесс принятия решений об открытии сельскохозяйственного института.

3)    Монархическая форма правления в государстве не позволяла по политическим соображениям высказываться в демократических тонах в тех или иных целях и задачах стоящих перед научным сообществом. Все акцентировалось на учрежденном Департаменте земельных улучшений.
 
Отсюда следует совокупность целей и задач, на основании которых вырисовывается миссия вуза до революции:

1)     Необходимость открытия сети специальных «высших школ» в Сибири, для обслуживания конкретных регионов, районов края;

2)     Ликвидировать недостаток в крае «работников с вполне законченным высшим специальным образованием» для интенсивного развития сельского хозяйства;

3)   Необходимость создания «на базе соединения высшей и средней школы и опытной станции» культурного, научного центра, который, подготовляя кадры местных работников для обслуживания разнообразных нужд края в агрономической помощи в самом широком значении этого слова, в то же время объединял и направлял бы научно-опытную работу всех лиц и учреждений, призванных с этой целью служить на пользу сельского хозяйства в обширном лесостепном и степном черноземном Западно-Сибирском районе»; «…современное учебное заведение будет жизненно, когда оно будет действительно и тесно связано с научной разработкой упомянутых местных условий. Это важно и для учащихся».
 
Таким образом, во главу угла ставилось: освоение края; соединение науки, опытного дела, образования и производства (на этой базе и подготовка кадров АПК); интересы учащихся – жителей этих сельскохозяйственных районов.
 
Источник: Омск – естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири (с агрономическим, лесным, культурно-техническим и ветеринарно-зоотехническим отделениями). – Омск: [б. и.], 1914.
 

ОООО "Гражданский клуб" © 2024