Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Огни Сибаки № 11: Сибака: возвращение имени
|
Архивные данные по проблеме:
«МИССИЯ ОМСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА» |
|
|
О.А. Милищенко |
|
|
1. Из доклада гласного Ом. Гор. думы А.Н. Гладышева (1914г., C. 9-48.) […] «Огромную территорию Сибири обслуживает лишь два факультета Томского университета, Высшие Томские женские курсы и Томский же технологический институт. Эти высшие учебные заведения не могут удовлетворить разнохарактерные интересы развивающейся окраины. Интересы эти могут получить освещение и научную разработку лишь в высших учебных заведениях, обслуживающих отдельные, более ограниченные районы. Создание районных культурных центров и является в настоящее время очередной задачей сибирского общества. Эта мысль получила признание правительства, решившего открыть сеть специальных высших школ в Сибири»[C. 9]. […] «Среди специальных учебных заведений в городе функционирует с 1905 года ветеринарно-фельдшерская школа, с 1911 года землемерное училище и с 1912 г. среднее сельскохозяйственное с культур-техническим отделением. Эти учебные заведения ведут опытную работу по изучению хозяйства края во многих направлениях. В Омске же находятся обширнейшие в Сибири казенные опытные учреждения, опытное поле, торговый лесной питомник с культурами на 50 десятинах, станция по испытанию молока, испытательная станция сельскохозяйственных орудий и машин. Таким образом, работа специальных школ, обществ и опытных учреждений создает огромный местный сельскохозяйственный опыт обширного края, который наполняется именно в Омске и ждет только теоретической научной разработки в высшем учебном заведении [C. 23]. […] [Реплика] «Балиев [В.П.] - в городе открыто среднее сельскохозяйственное училище – могут указать, что его достаточно для края, - но против этого надо энергично восставать. При интенсивном развитии сельского хозяйства в крае среднего образования не достаточного, нужны работники с вполне законченным высшим специальным образованием» [C. 27]. |
|
|
2. Из доклада директора МИС В.П. Балиева: […] «Вообще машины и орудия играют большую роль в развитии сельского хозяйства Сибири и поэтому будущему институту придется обратить серьезное внимание на изучение сельскохозяйственной механики»[C. 56]. […] «Первостепенное значение в вопросе скорейшего удовлетворения нужд сельского хозяйства за степной частью западной Сибири было признано и центральным ведомством земледелия, которое уже открыло сельскохозяйственную машиноиспытательную станцию и первую сибирскую среднюю сельскохозяйственную школу в г. Омске, а не в каком – либо другом городе Сибири. |
|
|
Но одна средняя школа без поддержки высшей агрономической школы и совместной работы со стороны крупного во всей полноте обставленного и работающего по всем важнейшим вопросам сельского хозяйства опытного учреждения не в силах, конечно, справиться с разрешением тех сложных задач и удовлетворением их разнообразных запросов, которые будут предъявляться к ней местной сельскохозяйственной жизнью. Это тем более будет трудно для нее, что Западная Сибирь - край еще молодой и техника сельскохозяйственного промысла не имеет каких-либо твердо-установленных положений; до всего здесь придется доходить путем научного опытного исследования. Да и вообще, научиться сельскому хозяйству возможно только путем изучения естественно – исторических и экономических условий местного хозяйства и путем испытания в этих условиях тех или иных известных приемов из области техники и экономики сельского хозяйства» [C.57]. |
|
|
[…] «От соединения высшей и средней школы и опытной станции в Омске создался бы культурный, научный центр, который, подготавливая кадры местных работников для обслуживания разнообразных нужд края в агрономической помощи в самом широком значении этого слова, в то же время объединял и направлял бы научно-опытную работу всех лиц и учреждений, призванных с этой целью служить на пользу сельского хозяйства в обширном лесостепном и степном черноземном Западно-Сибирском районе» [C. 59]. […] «Известный исследователь экономической жизни Западной Сибири проф. А.А. Кауфман высказал по этому поводу на совещании следующее соображение: «Я думаю, что районность должна быть понята в том смысле, что люди, которые будут учиться, воспитывались в такой атмосфере, которая в пределах известного района давала бы им возможность ориентироваться». Мнение профессора П.С. Коссовича по этому вопросу было следующее: «Я думаю, что мы находимся в том периоде, как следует приурочивать учебные заведения к известному району в интересах его самого по следующим соображениям: в сущности, на учебное заведение нельзя смотреть, как на чисто учебное учреждение, оно должно являться научным учреждением и связывать агрономические науки с разработкой местных естественноисторических условий: современное учебное заведение будет жизненно, когда оно будет действительно и тесно связано с научной разработкой упомянутых местных условий. Это важно и для учащихся». Далее он (с. 61 – 62) говорит: «Если наши сельскохозяйственные институты будут служить не только учебным целям, но также и опытному делу, тогда мы гораздо легче найдем средства на то, чтобы в главных более типичных естественноисторических районах создавать учебно-научные заведения, совместно с опытными станциями» [C. 62]. |
|
|
3. Доклад В.М. Лыщинского (с. 87 – 89) […] «Проектированный в Омске Сельскохозяйственный институт будет обслуживать огромный район, вмещающий в себя всю Акмолинскую и всю Тургайскую области, всю Тобольскую губернию, а также и западную часть Семипалатинской области, не считая пространства восточнее этого района (в составе Томской губернии и восточной части Семипалатинской области), которое обслуживается высшим сельскохозяйственным учебным заведением и в том случае, если последнее будет находиться в Барнауле» [C. 87]. |
|
|
По дореволюционному периоду следует отметить следующие факторы, определившие концептуальные построения упомянутых выше авторов:
1) Из крупных учебных заведений кроме Томского Императорского университета и Томского технологического института на всем пространстве Сибири ничего не было.
2) Ведомственная разобщенность тормозила процесс принятия решений об открытии сельскохозяйственного института. 3) Монархическая форма правления в государстве не позволяла по политическим соображениям высказываться в демократических тонах в тех или иных целях и задачах стоящих перед научным сообществом. Все акцентировалось на учрежденном Департаменте земельных улучшений. |
|
|
Отсюда следует совокупность целей и задач, на основании которых вырисовывается миссия вуза до революции:
1) Необходимость открытия сети специальных «высших школ» в Сибири, для обслуживания конкретных регионов, районов края;
2) Ликвидировать недостаток в крае «работников с вполне законченным высшим специальным образованием» для интенсивного развития сельского хозяйства; 3) Необходимость создания «на базе соединения высшей и средней школы и опытной станции» культурного, научного центра, который, подготовляя кадры местных работников для обслуживания разнообразных нужд края в агрономической помощи в самом широком значении этого слова, в то же время объединял и направлял бы научно-опытную работу всех лиц и учреждений, призванных с этой целью служить на пользу сельского хозяйства в обширном лесостепном и степном черноземном Западно-Сибирском районе»; «…современное учебное заведение будет жизненно, когда оно будет действительно и тесно связано с научной разработкой упомянутых местных условий. Это важно и для учащихся». |
|
|
Таким образом, во главу угла ставилось: освоение края; соединение науки, опытного дела, образования и производства (на этой базе и подготовка кадров АПК); интересы учащихся – жителей этих сельскохозяйственных районов. |
|
|
Источник: Омск – естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири (с агрономическим, лесным, культурно-техническим и ветеринарно-зоотехническим отделениями). – Омск: [б. и.], 1914. |
|
|
|
|
|
|