Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Записки краеведа: публикация
| Е. Бондарь
|
| «Дни
нашей жизни» – первый печатный орган Сибаки |
| 1 июня 2011 года исполнилось 90 лет со дня выхода в
свет первого номера первого вузовского журнала «Дни нашей жизни». Это был печатный орган Красного
рабоче-студенческого клуба «Землероб». Журнал был написан от руки и размножен
на тонкой жёлтой бумаге на литографическом камне. Статьи для первого номера дали
известные профессора Петров Г.Г., Титов В.С., Драверт П.Л. Также в журнале имелись
чёрно-белые рисунки и карикатуры.
Вот с какими словами обратились редакторы к своим
читателям:
«Выпуская этот первый номер, мы считаем своим долгом, прежде всего,
указать на то, что вся работа по выпуску этого номера шла весьма в срочном
порядке, и, вследствие многих причин, говорить о которых мы здесь не будем, нам
пришлось примириться с очень многими недостатками этого номера как с его
внешней стороны, так и со стороны его содержания. Мы надеемся, что если члены
клуба, студенты и профессора пойдут нам на встречу и окажут нам поддержку, то
общими усилиями нам удастся поставить наш журнал на должную высоту. Мы надеемся
получить, прежде всего, моральную поддержку; сочувственное отношение к идее
издания нашего журнала поддержит наши слабые силы». | Журнал действительно имеет технические огрехи:
оттиск рукописного текста читается с трудом, некоторые статьи обрываются на
полуслове. Но не это стало причиной того, что свет увидел лишь первый номер
журнала. Основная причина была финансовая. В трудных условиях послевоенной
разрухи клуб не потянул печатное издание. В дальнейшем «Дни нашей жизни»
выходили в виде стенгазеты. | Первый и единственный экземпляр журнала «Дни нашей
жизни» хранится в Народном музее ОмГАУ. Приводим ниже заметку из этого журнала
как наиболее интересную в историческом плане. Орфография и стиль сохранены.
Автор неизвестен. | О сооружении ж.-д. пути
«Институт – город» | Сооружение ж.-д. линии, вообще говоря, дело
громоздкое и становится особенно сложным при недостатке соответствующих
средств; а нужно сказать, что Институт всего неделю тому назад для постройки
своей линии не имел ничего, кроме горячего желания и молодых рабочих рук.
Повторим, что построить «чугунку» при нынешних тощих ж.-дорожных запасах трудно
и ещё раз, трудно. | Естественно, поэтому, что на
первых шагах практическая вероятность этой идеи была под сильным подозрением.
Но тут комично сплетались и понятныя сомнения в успехе и ещё более понятныя
симпатии к «чугунке»; ведь земля, говорят, слухом полнится, а наш Институт в
особенности; уже на 2-й или 3-й день после одного из частных разговоров, где
было высказано пожелание иметь ж.-д. ветку, мне пришлось услышать массу
поразительных новостей. Кто-то от кого-то как-то узнал, что:
1) постройка дороги началась,
2) в постройке отказано,
3) постройка началась, но это ничего не значит (?!),
4) постройка отложена, т.к. а вдруг котёл лопнет…
Злые
языки уверяют, что эти (конечно, достоверные!) сведения получены одновременно
из одного и того же источника. | Все эти суждения, как они не курьёзны,
показательны, однако, в том отношении, что идея своей институтской ж. дороги
достаточно популярна; о дороге говорят, ея судьбой интересуются. Да и может ли
быть иначе; кому, как не студенту чувствовать ея необходимость для Института; с
ней, с этой «железкой» у него должно связываться представление о регулярном
получении продуктов, исправном водопроводе, об удобном и быстром сообщении с
городом, и, наконец, к суровой сибирской зиме «чугунка» подарит ему тёплую и
освещённую аудиторию. | Чтобы избавиться от сомнений в том, что студенты
смогут сами справиться с этой постройкой и ея оборудованием, осветим, сколько
позволит место, этот вопрос с технической стороны. | 10 дней назад мысль о сооружении ветки в это лето
была предложена Правлению Института и нашла в нём горячее сочувствие и
поддержку. На следующий же день было осмотрено паровозное кладбище в Куломзино […]
к получению всея необходимых справок. Через 2 дня беготни по городу выяснилось
следующее: паровозы имелись только в составе котла, положенного на скаты и
больше ничего – ни арматуры, ни золотников, ни кулисного, ни дышлового
движения. По книжным справкам не было ни одной лишней рельсы, ни шпалы, ни
костыля… Облазив в течение 3-х дней все узкоколейные мастерские и кладовые,
посетив несколько складов и заводов, было найдено по кусочкам почти полное
оборудование на один танк-паровоз, 2 ½ версты на складах и 1 ¼ версты на
заводах дековильных рельс и проч. материалов. Правда, рельсы неприлично лёгкого
типа – 4 ⅛ фунта в 1 пог. футе, в то время как при нормальной укладке нужны
рельсы в 8-10 фунтов,
но пока сойдёт, и в будущем «авось» достанем. Скверно, что рельсы гнутые и
радиусом кривизны в 30-40 см.,
но они легко выпрямляются вручную холодным способом. | Итак, 5 дней назад начала выясняться практическая
возможность сооружения дороги. Тогда же было возбуждено ходатайство перед
Комитетом Госуд. Сооружений о разрешении постройки. Но и тут заминка;
оказывается, в Комгосоре лежит таких ходатайств и представленных уже проектов
свыше тридцати. Сокрушить столько конкурентов, разумеется, нелегко, но после
деятельных хлопот ректора, всяческих «нажимов» из соответствующих органов и
детального ознакомления с причинами, побудившими Институт […] (текст
обрывается). | «Дни нашей жизни», № 1 от 1 июня 1921 г. |
| Примечание. О судьбе железной дороги,
ведущей из города в Институт, ничего не
известно. Первый трамвай был пущен в 1936 г. (от ж.-д. вокзала до нынешней пл.
Ленина). |
|
|