| Как передавалось имущество Омского среднего с.х. училища Сибаке | |
В.Ф. Семёнов «Учебно-вспомогательные учреждения Сибирской Сельско-Хозяйственной Академии в конце пятого года её жизни» | ||
Учебное хозяйство, 1928 г. | Опытные учебно-вспомогательные учреждения, обслуживающие различные кафедры в учебном и научно-исследовательском отношении, Академия могла начать организовывать только с получением в своё распоряжение земельной площади бывшего Омского среднего сельскохозяйственного училища (ОССХУ) с его фермой. В первые два года существования Академия, тогда ещё носившая другие наименования, не имела своих земельных угодий и хозяйств и налаживала летнюю практику студентов на селекционной станции близ Омска. С весны 1920 г. Академия получила около 2-х тыс. десятин земли по обе стороны р. Иртыша в 2-3 верстах к северо-западу от Омска; эта земля частью принадлежала бывшему сельхозучилищу, частью была предназначена Сибирским казачьим войском высшей сельскохозяйственной школе в Омске ещё в период её проектирования. | |
Коллектив молочной школы. Крайний справа - Г. Юрчик, второй слева сидит Зиринг К.К. | На этой территории и в непосредственном соседстве с ней оказались уже готовые, весьма солидные, чисто опытные и опытно-производственные учреждения – ферма, огород, лесной питомник, опытное поле, селекционная станция, машино-испытательная станция. Находясь в ведении различных отделов Сибирского и губернского Земельных Управлений, эти учреждения в первое же лето (1920 г.) жизни Академии за городом предоставили ей возможность проводить в них часть учебной практики студентов Академии. Но такое положение не могло удовлетворить сколько-нибудь сносно запросы кафедр на рациональную постановку полевой учебной практики, не нарушаемой своеобразными задачами этих опытных учреждений. Поэтому Академия естественно начала стремиться к созданию своих собственных опытных учреждений. Но в тяжёлые в экономическом отношении годы 1920 и 1921 сделать что-либо в этом направлении не удавалось; сметы и проекты на академические опытные станции, опытные поля и участки, на ботанический и дендрологический сад, на вегетационный домик и т.д. многократно представлялись в различные центральные учреждения Республики и Сибири, но цели не достигали – средств не приносили. Поэтому естественно также, что Академия при полном своём бессилии немедленно создать в эти годы собственные опытные учреждения искала выход из положения в получении в своё распоряжение некоторых из упомянутых выше ближайших опытных учреждений. Но долгие и сложные перипетия этого вопроса стали принимать желательное для дела Академии направление только в последний год (1922). | |
В начале 1922 г. Академии были переданы совхоз
«Коммунизм», расположенный на территории Академии, и лесная дача «Подгородная»,
находящаяся в 18 верстах от города. Это обстоятельство, а также некоторое общее
материальное улучшение дало возможность с весны того же 1922 года положить
начало своим первым, чисто кафедральным опытным учреждениям, используя в то же
время в учебном направлении и различные части перешедших в её владение
хозяйств. Таким образом, в течение большой части 1922 года Академия имела для нужд преподавания и исследовательского дела ряд своих собственных опытных учреждений, из которых одни перешли к ней в организованном виде и использовались не только с учебной целью, но, главным образом, как производственные учреждения, другие же возникли при кафедрах как научно-учебные учреждения. | ||
Н.Е. Ишмаев «Прошлое и настоящее Сибирской Сельско-Хозяйственной Академии» | ||
Вопрос о пользовании или передаче сельскохозяйственной фермы среднего с.-х. училища имеет почти такую же историю, как сама Сельско-Хозяйственная Академия. Ещё законопроект 1914 года предусматривал возможность использования земель и фермы училища. 28 июня 1918 г. Совет Института возбудил перед заведующим Отделом Земледелия и Колонизации при Зап. Сиб. Комиссариате Сибирского Временного Правительства общий вопрос о выработке способов осуществления тесного соединения средней и высшей агрономической школы. | ||
| ||
Здание бывшего среднего сельскохозяйственного училища | Рабочие сельскохозяйственной фермы решили переименовать ферму в совхоз «Коммунизм» и установить своё управление. В дальнейшем в это управление вмешался Сибземотдел, и фактически совхоз был изъят от Института. Началась долгая переписка с Наркомземом, Сибземотделом, Сибнаробразом и другими учреждениями, чтобы доказать неправильность и незаконность действий Сибземотдела. В результате этих ходатайств 2 февраля 1922 года совхоз вновь был принят Институтом, но уже в полуразрушенном виде. Вот, как рисует положение в совхозе приёмо-сдаточная комиссия: 1) в хозяйстве запасов кормов нет; 2) лошади сильно поражены чесоткой; 3) свиньи породистые английские белые типа крупного йоркширского находятся в наиболее тяжёлых условиях; 4) крупный рогатый скот болен чесоткой. Лишь овцы и некоторый молодняк был в среднем состоянии. | |
Многие жилые и служебные постройки требовали капитального ремонта. Продовольствия для рабочих и семенного материала, за исключением овса, не было. Твёрдо установленного управления хозяйством также не было. Большую роль в управлении имели Рабочком и Губотдел Всеработземлеса, которые фактически распоряжались совхозом. Отношение рабочих к совхозу было как к своей коммуне, в смысле пользования продуктами производства и распределения. Нельзя сказать этого о производительности труда. В общем, Сибакадемия получила хозяйство, где требовалась огромная работа по его восстановлению и организации управления. | ||
| ||
Все поля хозяйства крайне засорены сорными травами. Для исправления их придётся в течение нескольких лет прилагать много усилий и внимания. Борьба с сорняками путём введения правильного севооборота, как облегчающего эту борьбу, однако, немедленно невозможна по причине той же засорённости полей. Поэтому предстоящие 1923 и 1924 года должны быть подготовительными, очищающими поля от сорняков. Задачей хозяйства является: 1) служить наглядным учебным пособием при кафедрах земледелия, животноводства, сельскохозяйственной экономии и землеустройства; 2) демонстрирование приложения сельскохозяйственных знаний в области практического хозяйства. | ||
В качестве опытного и учебно-вспомогательного учреждения по зоотехнической группе дисциплин Сибакадемия располагает группой голландского скота, поступившего в хозяйство в 1916 году из Восточной Пруссии, из бывшего имения императора Вильгельма II. Сюда входят: 18 голов коров голландской породы, 23 головы коров швиц, 17 голов коров ангельнов, 76 голов овец породы Рамбулье, 6 свиней белой крупной английской породы. Это небольшое количество, оставшееся от когда-то большого стада. | ||
В сельскохозяйственных машинах и орудиях, при современной сокращённой площади посевов, учебный совхоз недостатка не испытывает. Наличность этого инвентаря к концу 1922 г. исчислялась: 1) плугов одно-двух-четырёхкорпусных – 38 ед.; 2) борон дисковых и зиг-заг – 34 ед.; 3) культиваторов – 5 ед.; 4) сеялок дисковых, сошников – 14 ед.; 5) Жаток-сноповязалок – 8 ед.; 6) Жаток самосбрасывающих и лобогреек – 4 ед.; 7) граблей конных – 16 ед.; 8) молотилка паровая – 1 ед.; 9) молотилка конная – 1 ед.; 10) тракторов «Hart Parr» на 45 сил – 2 ед. (один неисправный); 11) плугов тракторных восьмикорпусных – 2 ед.; 12) мелкий и огородный инвентарь. | ||
Хозяйственная деятельность бывшего Омского Сельскохозяйственного Института в первые два года заключалась в создании соответствующей хозяйственной обстановки. До передачи Институту сельхозучилища он не имел собственного помещения, а временно полученные были малы и не приспособлены. Лишь с передачей училища Институт приобрёл ряд жилых и служебных построек с рядами вспомогательных предприятий. 1) Главное четырёхэтажное каменное здание на 3725 кубических саженей воздуха, с центральным отоплением и электрической вентиляцией. 2) Трёхэтажное здание на 12 квартир, по 30 сажен каждая, с подвальным помещением. 3) Три двухэтажных дома с подвальными помещениями. 4) Четыре одноэтажных здания – два каменных и два деревянных. 5) Каменный сарай для директорской конюшни с квартирой кучера. 6) Пять деревянных бараков, временно занятых беженцами. 7) Электрическая станция, прекрасно оборудованная двумя динамо-машинами на 450 ампер с аккумулятором на 300 ампер. 8) Водонасосная станция. 9) Каменная баня общего пользования. 10) Больница с заразным отделением. 11) Ряд жилых и служебных построек на ферме и хуторе числом 31. 12) Столярная мастерская. 13) Маслобойный завод. 14) Мельница. 15) Кузница. | ||
То, что Институт приобрёл от сельхозучилища, при хорошем состоянии госбюджета ему нужно было бы заводить в течение ряда лет. Институт же получил хозяйство на полном ходу. Если и требовались доделки, ремонт, то незначительные, и в сравнении с тем, что Институт до этого почти ничего не имел, это было в первое время несущественно. | ||
После приёма имущества выяснилось, что оно систематически расхищалось. Инвентарём пользовались все, кто хотел. Мебель растаскивалась по квартирам, учреждениям Губнаробраза и военного ведомства. Помещения занимались посторонними. Ремонта не производилось. Многие квартиры приведены в негодность и требовали капитального ремонта. Бывший «дом архитектора» приведён в полную негодность. Паровое отопление и водопровод замёрзли. На усадьбе находились тысячи возов мусора и навоза. Только к осени 1922 г. удалось новому Правлению Сибакадемии справиться со всей этой разрухой. |