Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Лучшие авторы Огней Сибаки
Всего ответов: 65

Статистика





Пятница, 29.03.2024, 13:11
Мы рады Вам, Гость | RSS
  История Сибаки
Главная | Регистрация | Вход
Огни Сибаки № 12: Мы из будущего


Д.В. Кузнецов

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 

 

Древние говорили «История – наставница жизни». Действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям. Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного.

 
Эти базовые императивы, определяющие воспитательную функцию истории, подвергаются сегодня серьезным испытаниям, обусловленным теми фундаментальными изменениями, которые происходят в России в последние 10 – 15 лет. Эти изменения не обошли стороной и молодежь. Они существенно влияют на формирование ее психологии, стиля мышления и поведения, вкусов, привычек, привязанностей и т.д. Сегодня молодежь, в силу особенностей своего положения является едва ли не самой динамично развивающейся частью российского общества, живо откликающейся на быстрый ритм эпохи. В то же время, ее часто упрекают в социальной и политической инертности, невоспитанности или бездумной подражательности чужим стереотипам. Независимо от характера оценок, само их наличие является свидетельством того, что молодежь является как бы зеркалом, отражающим какие-то реальные глубинные структурные процессы, происходящие в общественной жизни страны.
 
Наряду с определенными позитивными явлениями, возникшими после 1991 года, возникла масса отрицательных, например, таких как алкоголизм, наркомания, преступность, жестокость и цинизм по отношению друг к другу и т.д. Нельзя сказать, что их не было в советскую эпоху, но тогда они существовали в скрытой форме, не были такими массовыми. Сегодня же, под влиянием раскрепощения общественной жизни, демократизации и гласности, эти явления всплыли на поверхность, стали гораздо более явными и зримыми, приобрели небывалый размах и катастрофический характер. Само общество, в силу своего неблагополучия провоцирует молодежь на антинормативное поведение. Больное общество не может формировать здоровую личность. Поэтому тот духовный вакуум, который наблюдается сегодня, заполняется всевозможными суррогатами, отрицательно влияющими на формирующееся сознание молодого человека.
 
Эти процессы не могли бы возникнуть, если бы общество не потеряло свои исконные исторические основы, если бы в нем были сохранены исконные исторические, культурные традиции, причем (и это принципиально важно) сохранены в максимально возможном полном, неискаженном, чистом виде. Сегодня, вместе с исчезновением этих основ и традиций практически утрачена и историческая память, а с нею и те ценности, те духовно-нравственные ориентиры, которые помогали нашему народу сохранять и совершенствовать свою культуру, свой самобытный облик, свою речь, свою страну.
 
Характерной чертой современной российской молодежи является то, что ее представители, за редкими исключениями, довольно слабо знают и понимают историю, как мировую, так и собственной страны. Одной из основных причин этого является усиливающаяся техницизация, модернизация, вестернизация и глобализация современной жизни. В условиях все большего распространения машин, автоматов, приборно-вычислительной техники, компьютеров, всевозможных средств связи (интернет, мобильные телефоны) и т.д., наряду с живой реальностью создается и одновременно интенсивно вытесняет ее искусственная реальность, где господствующее положение занимают ценности техногенной цивилизации, в основе которых лежит американо-европейский постиндустриальный жизненный стандарт. В связи с этим, центральное место в новом общественном процессе принадлежит средствам массовой информации (системе коммуникаций). Ежедневно на человека, благодаря СМИ, обрушивается колоссальный поток информации. Мозг занят переработкой этой информации, и у него не достает сил, времени и возможностей, чтобы сосредоточиться на более глубоких вопросах, требующих серьезного, вдумчивого анализа.
 
По этому поводу французский философ Бодриньяр в 1992 г. написал книгу «Иллюзия конца и забастовка событий». В ней он выдвинул гипотезу, согласно которой в мире происходит адская машинизация, которая предлагает нам излишек коммуникации и тем самым препятствует обыкновенной чувственной человеческой коммуникации, т.е. опыту. Этот излишек технической коммуникации делает невозможными подлинные человеческие отношения и подлинный опыт.
 
Неконтролируемое порождение событий при помощи технических средств коммуникации создает впечатление, что не может более случиться ничего настоящего и конкретного. «Слишком много опыта привело к концу опыта» – заключает Бодриньяр. Невозможно более долго хранить в памяти образы, т.е. создается впечатление, что не происходит ничего реального. Забастовка событий – это результат гиперинфляции событий, которые возникают благодаря нашим гипертрофированным СМИ. Человек тонет в бесконечном потоке информации, не успевая осмыслить ее. В результате у него формируется потребительский подход к информации. Такое потребительское восприятие информации, без должного осмысления ведет и к поверхностности мышления, а это в свою очередь формирует леность мысли и интеллектуальное бесплодие.
 
В самом деле, зачем думать, зачем напрягаться, если есть компьютер? Во все ускоряющемся ритме жизни человеку некогда думать о вечном, о вечных вопросах бытия. Он постоянно жует сиюминутную информационную жвачку, занимается решением насущных проблем, главная из которых – это устроение собственного комфорта. В стремлении достичь этой цели, человек и особенно молодой человек дальше своего носа ничего не видит, не знает и не хочет видеть и знать. Ему просто некогда, нет времени, выражаясь образно, «подняться на цыпочки» над головами других и посмотреть вдаль и вширь. В сиюминутной спешке и суете повседневности ему в голову не приходит вопрос: «А что там, за горизонтом моего обозримого существования»?
 
Кругозор такого человека ограничен, уровень мышления невысок. Он становится узколобым прагматиком, стремящимся достичь максимального результата при минимальных затратах своих усилий, зацикленным на обыденных желаниях повседневности, и руководствуется примитивным лозунгом развращенного древнеримского плебея «хлеба и зрелищ». До всего, что сверх этого, ему нет дела. Изменяется сама структура (организация) мышления. Один мой знакомый преподаватель сказал, что в ходе его преподавательской практики ему бросилась в глаза одна интересная деталь, а именно: очень высокий процент холериков в группах. Он сказал, что можно понять, когда их 25%, но когда их 50 и более процентов, то это ненормальное явление. Я с ним согласился. Это действительно ненормальное и нездоровое явление.
 
Очевидно, все ускоряющийся ритм жизни, образ жизни не только очень сильно влияет на характер человека, на его темперамент, но и радикально изменяет и даже ломает его. Молодой человек становится мобильным, напористым, я бы даже сказал, агрессивно напористым в достижении цели, или, как сегодня модно говорить, «продвинутым», но у него совершенно отсутствуют такие качества, как доброта, человечность, чувство долга и ответственности, сопереживание ближнему, чуткость, отзывчивость, искренность и т.д., т. е. все, что делало человека человеком. Ему нет нужды заглядывать за горизонт необозримого прошлого или будущего, вся его жизнь в обозримом настоящем. Жесткость постмодернистской техногенной цивилизации диктует современному молодому человеку утилитарное, прагматичное отношение к жизни, ко всему, что его окружает. Общество как бы говорит ему: «попал в волчью стаю, так и вой по волчьи», иначе загрызут или вытеснят на обочину жизни. Таков закон «постиндустриальных джунглей» технотронного общества и здесь неуместно думать о «вечных ценностях исторического бытия».
 
Техническая, постмодернистская организация мышления, формирующаяся у молодого человека, определяет и его соответствующее восприятие и отношение к жизни. Для человека ориентированного в этом направлении, гуманитарное образование и воспитание, фундаментом которого является история, оказываются жизненно неактуальными. В большинстве вузов, техникумов и ПТУ история рассматривается как не основной предмет. Главное, дать молодому человеку практические знания и навыки, с помощью которых он сможет утвердить себя, «завоевать место под солнцем». Все, что не способствует этой цели непосредственно, является излишним и необязательным. В этой ситуации гуманитарное образование, и тем более воспитание, оттесняются на задний план за «ненадобностью».
 
Таким образом, в современных условиях история неофициально как бы перестает быть наставницей жизни, перестает занимать место основного системообразующего фактора в формировании личности. Жизненные ориентиры и установки молодого человека, его сознание, в силу преобладания меркантильных, утилитарных интересов, направлены на настоящее, либо на ближайшее будущее. К прошлому он становится совершенно равнодушен. Как следствие этого – отсутствие исторического сознания, исторической памяти. Отсюда проистекают и те негативные явления, о которых говорилось выше. Нет исторического сознания – нет и единства, нет четких представлений о том, кто мы, куда идем, куда должны идти. Русский человек сегодня, по меткому определению одного исследователя, это западноид, т.е. существо без роду и без племени, примитивное, подражательное, насквозь прагматизированное.
 
У сегодняшней России нет национальной идеи, которая объединила бы всех. А эта идея не может появиться, если у народа нет исторического сознания. Между тем, многовековая история человечества и история XX века, в том числе, свидетельствует, что историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Сегодня уже можно достаточно отчетливо наблюдать чрезвычайно опасную тенденцию нравственной деградации общества в целом и молодежи в частности. Ибо цинизм, насилие, разнузданность, жестокость и агрессивное хамство, которые широко распространены в молодежной среде, представляют собой высшую и последнюю степень такой деградации, достигнув которой, человек перестает быть человеком…
 
Что делать в этой ситуации? Смешно и нелепо было бы выдумывать некий универсальный рецепт или целительное средство вроде живой и мертвой воды, употребив которое, можно воскреснуть и преобразиться в одночасье. Такого средства нет. Но, понимая причину болезни, т.е. неблагополучного состояния общества, можно попытаться найти способ ее преодоления.
 
Если нет идеи, которая могла бы сплотить народ, то надо создавать условия, при которых она могла бы появиться и стать общезначимой. Условия эти могут возникнуть, если у людей, прежде всего молодежи, есть историческое сознание с чувством ответственности за свои поступки. Значит, надо вести работу по формированию такого сознания. Историки являются передовым отрядом, на плечах которого лежит основная тяжесть этой работы. Но им не осилить эту громадную ношу без поддержки всех заинтересованных сил – молодежных общественных организаций, студенческих профсоюзов, культурно-досуговых учреждений и т.д. Применительно к постановке проблемы в этом ракурсе, очевидно, следовало бы подумать над тем, как с пользой заполнить досуг молодого человека с таким расчетом, чтобы найти какие-то формы работы, которые способствовали бы его духовному развитию.
 
Не секрет, что история – это такая чрезвычайно обширная и глубокая область гуманитарного знания, (впрочем, вероятно, как и любая другая научная дисциплина), которую невозможно уместить в рамки учебного процесса, каким бы продолжительным и интенсивным он ни являлся. В ней существуют огромные пласты материала, выходящего за пределы учебной программы, но, тем не менее, его использование могло бы при соответствующих условиях стать ценным и полезным именно в плане выработки более четкого, ясного и строгого мировоззрения.
 
На взгляд автора, одной из форм работы в данном случае могла бы стать организация студенческих познавательных интеллектуально и нравственно развивающих кружков, вечеров, встреч, бесед, на которых могли бы рассматриваться и обсуждаться малоизвестные исторические сюжеты по темам, выходящим за пределы учебной программы, но, тем не менее, интересующим как преподавателей, так и самих студентов, а также злободневные вопросы современности, корни которых уходят вглубь истории (например, чеченский кризис, проблема терроризма, истоки глобализации, взаимоотношения западного и восточного типов цивилизации и т.д.). Тем самым, в ходе совместного обсуждения этих сюжетов у студентов формировались бы навыки цивилизованного общения, грамотного ведения диалога, стремление творчески мыслить. Это стимулировало бы потребность к более глубокому и заинтересованному изучению прошлого, проводить критический и сравнительный анализ и сопоставление этого прошлого с современной действительностью, выявляя позитивное и негативное из исторического опыта и т.д. Таким образом, была бы в более полной и эффективной мере выполнена воспитательная функция преподавателя-историка, и обеспечена востребованность его предмета в качестве важнейшего системообразующего фактора, формирующего самосознание личности молодого человека и историческое сознание – как его ключевую составную часть.
 
Статья опубликована в сборнике  «Воспитательный процесс и качество подготовки специалистов в ОмГАУ: Материалы научно-практической конференции». – Омск, 2005. – С. 91 – 98. Здесь приводится в сокращении.

ОООО "Гражданский клуб" © 2024