Календарь
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Огни Сибаки 12 1/2: Имена
|
К биографии Елены Брониславовны Допиро
|
|
Елена Брониславовна Допиро – человек необыкновенной судьбы. Родилась 1 марта 1927 года на Украине, в семье крестьянина. В 1943 году окончила педагогическое училище в городе Петропавловске (Казахстан), а в 1948 году – Московский институт инженеров землеустройства, получила диплом инженера-землеустроителя с отличием. Два года работала инженером и начальником отряда Калининградской землеустроительной экспедиции МИИЗа. В 1950-1953 года обучалась в очной аспирантуре МИИЗа и под руководством академика ВАСХНИЛ С.А. Удачина выполнила и защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук. |
|
После окончания аспирантуры Елена Брониславовна получила направление на работу в Омский сельскохозяйственный институт. С 1 сентября 1953 года она работала в ОмСХИ ассистентом, с 1958 года –доцентом, а в 1972-1979 года была заведующей кафедрой землеустроительного проектирования. |
|
Елена Брониславовна была высококвалифицированным педагогом, методистом, педагогом-новатором. С её именем связана история землеустроительного факультета: первые методические указания кафедры по составлению и обоснованию проектов землеустройства, курсовому и дипломному проектированию, первые олимпиады по предмету и специальности, первые методики занятий на ФПК. |
|
Через заботливые руки педагога-воспитателя прошло 4000 студентов, которые унесли с собой не только знания по землеустроительному проектированию, но и уроки преданного отношения к земле и любви к специальности инженера-землеустроителя. Во многом благодаря высокому авторитету Е.Б. Допиро и её любви к профессии сложились целые династии инженеров-землеустроителей – выпускников земфака. |
|
Елена Брониславовна Допиро являлась признанным авторитетом в землеустроительной науке. Она многие годы руководила и активно участвовала в научно-исследовательской работе кафедры по комплексной теме «Разработка и совершенствование общей теории землеустроительного проектирования, научно-методических положений составления и обоснования проектов землеустройства». |
|
Е.Б. Допиро постоянно выступала с докладами на научных конференциях ОмСХИ/ОмГАУ/ и за его пределами. В 50-80-е годы активно оказывала помощь проектным землеустроительным организациям путём консультаций, экспериментальных проектов, проведения технической учёбы непосредственно на местах и через ФПК. Результат её исследований широко используется в производственных и учебных целях и опубликован в свыше 120 работах. |
|
Елена Брониславовна имеет правительственные награды и много внутривузовских поощрений. В 2001 году удостоена звания «Почётный землеустроитель России». До последних дней она работала на кафедре земпроектирования. Умерла 22 мая 2007 года. |
|
Приводим её воспоминания о Великой Отечественной войне, опубликованные в разные годы в газете «Кировец». |
|
«Я не участвовала в Великой Отечественной войне, но она задела своим чёрным дыханием моё отрочество и юность. В годы войны я была студенткой. Когда я училась в Петропавловском педучилище (Казахстан), случилась такая история. Мне стало известно, что моего отца забирают в трудовую армию, и он находится на сборном пункте, размещённом в клубе железнодорожников. Я решила во что бы то ни стало повидаться с ним. Моя землячка Люда Чижевская пошла вместе со мной искать моего папу (её отца арестовали и увезли навсегда в 1937 году). |
|
Добравшись до клуба, мы с большим трудом отыскали его среди плохо одетых-обутых пожилых людей с котомками. Папа обрадовался нечаянной встрече, расспрашивал о нашем житье-бытье и угощал сухарями из своей скромной котомки. На прощанье просил прийти и на следующий день – авось, не отправят! Так и случилось. Мы пришли в то же помещение, пробрались к печке, где приютился папа. На этот раз он не просто сидел на корточках, а кочегарил. Оказывается, он варил для нас кашу из пшена, прихваченного из дома. Вид у нас, пятнадцатилетних девчонок, был далеко не цветущий, и он решил подкормить нас. |
|
Каша кипела и булькала в какой-то странной посудине. Где-то у вокзала папа нашёл кусок жести и смастерил незамысловатую плошку. Руки у него были золотые, а инструменты он взял с собой, собираясь в трудовую армию. Тогда, в 1942-м, я и подружка восприняли это как должное – как же, раз папа, значит, должен покормить свою голодную дочку-студентку. Не слишком задумываясь, мы набросились на горячую, необыкновенно вкусную кашу. Став взрослее, я много раз вспоминала своего отца и удивлялась, каким он оказался находчивым, умелым и ответственным в ту печальную годину нашей встречи и расставания, как он любил и жалел меня. Не раз я рассказывала об этом поступке отца нерадивым студентам, заканчивая словами: «Вот каким должен стать каждый мужчина-отец!». |
|
Когда я училась на третьем курсе Петропавловского педагогического училища, наш классный руководитель Валентина Даниловна Юрченко пригласила в училище красноармейцев нового набора. Эти новобранцы прошли ускоренную подготовку и ждали отправки на фронт. Стояла холодная зима 1943 года. |
|
Педучилище располагалось в бывшей казахской школе. В классах занимались, а длинный и широкий коридор служил актовым залом. Ожидая гостей, мы быстро соорудили подмостки, повесили ширму, принесли стулья. Вскоре приехали «артисты» и начался концерт. Из всей программы мне больше всего запомнилось, как молодой боец исполнял песню «Моя любимая». «Я уходил тогда в поход, В далёкие края, Платком взмахнула у ворот Моя любимая». Его пение не было проникновенным. Имея хороший голос и слух, солдат просто добросовестно выговаривал слова песни. Быть может, прекрасное чувство любви ещё не коснулось его сердца, но он был так молод и хорош! |
|
После концерта заиграл духовой оркестр, и все пошли танцевать. Симпатичного парня среди танцующих не было. Мы с подругой зашли в класс, чтобы поправить причёски, и остановились в неожиданности: на поставленных в ряд стульях, положив руки под голову, по-детски полуоткрыв рот, мирно спал наш «артист». Прошли годы, появился фильм «Баллада о солдате». Я смотрела его много раз и всегда вспоминала того солдатика. Жив он или погиб, защищая Родину? Я никогда не узнаю об этом. |
|
После Петропавловского педучилища я поступила в Московский институт инженеров землеустройства. Сколько помню, всегда было холодно и хотелось есть. Мы согревались в метро, там же готовились к семинарам, решали задачи. Как забыть пирожки с какавеллой и порошковое суфле! Это всё, что можно было купить без карточек. На первом курсе я заболела малярией, исхудала до 38 кг. |
|
Как же мы ждали окончания войны и как радовались, когда победили! В это время я училась на втором курсе. Известие о капитуляции Германии и Победе Юрий Левитан объявил в ночь с 8-го на 9-е мая. Забурлило общежитие, все высыпали на улицу, а с рассветом отправились на электричке в Москву. Поезда были переполнены, создавалось впечатление, что в столицу едет вся страна. Целый день мы провели в ликующей Москве. На импровизированных подмостках выступали артисты, везде качали военных, пели и плясали. Праздничный салют мы смотрели на Красной площади. Здесь и на Каменном мосту встречались разлучённые войной пары, как это обещал фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». |
|
В моей памяти страшные свидетельства войны – руины городов Курска, Орла, Харькова, Смоленска, Минска, мимо которых я проезжала в послевоенные годы по пути к месту производственных практик. Это окопы, траншеи, доты, дзоты на территории колхозов, границы которых мне довелось восстанавливать в Крыму и Калужской области, а в Калининградской устанавливать их вновь. |
|
В Минске к концу войны осталось всего два неразрушенных дома. Место всенародной скорби – пепелище белорусской деревеньки Хатынь, стёртой с лица земли, но ожившей в виде колоколов на месте каждого бывшего дома. Колокола Хатыни. Они звучат и в моих ушах… Это никогда не должно повториться. Светлая память погибшим, низкий поклон ветеранам». |
|
|
|
|